Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и глубокое описание профессиональной деятельности в психологических позиций, несомненно, выявляло и место мышления в ткани этой деятельности, и его особенности. Так, в работе В.В. Чебышевой, посвященной изучению сталеваров, анализируется необходимое для них умение регулировать плавку: учет всех предшествующих фактов (шихта, состояние печи, ход плавки до данного момента и т.д.), определение по комплексу признаков состояния плавки, предвидение возможного дальнейшего хода, определение соответствующих мероприятий и, наконец, организация и проведение этих мероприятий. «Таким образом, — замечает В.В. Чебышева, — в основном здесь имеют место интеллектуальные процессы» [153, с. 181]. В этой книге мы находим и те умения, те мыслительные приемы, которые требуются сталевару, и те условия, в которых работает мышление сталеваров: «необходимость быстрой и правильной оценки хода и состояния плавки, выбора и проведения мероприятий при одновременном наличии нескольких производственных задач, нескольких объектов контроля и воздействия, при непериодической изменчивости этих объектов, при территориальной несосредоточенности их, при неясности симптоматики…: необходимость уметь… пользоваться комплексами показателей хода процесса, т.е. понимать сущность этих показателей для определения нужных мероприятий…; необходимость… точного и быстрого восприятия внешних признаков, вынесения определенных решений, контроля за работой персонала и т.п. [153, с. 183-184].

Мышление, которое при этом наблюдали и описывали психологи, не было похоже на теоретическое или мышление в лабораторных или школьных условиях. Оно было, несомненно, сложнее, находилось в тесной взаимосвязи с реальной практической деятельностью. В каждой профессии оно, казалось, было совсем иным. Но это мышление нельзя приравнять и к практическому мышлению, каким его представляла существующая традиция: мышление маленького ребенка, помогающее ему совершенствоваться в конкретной ситуации и совершать адекватное ей и его целям действие. Вот почему был таким актуальным совершенно новый подход к проблеме практического мышления, предложенный Б.М. Тепловым.

Первым заговорил о практическом мышлении именно у взрослого человека С.Л. Рубинштейн. В новом издании своих «Основ психологии» он характеризует его как «мышление, совершающееся в ходе практической деятельности и непосредственно направленное на решение практических задач». Он указывает, что практическое мышление может отличаться и некоторой сложностью, требующей от субъекта изощренной наблюдательности, умения использовать для решения задачи особенное и единичное в данной проблемной ситуации, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно и др. Эти идеи получают дальнейшее и широкое развитие в работе Б.М. Теплова.

    Смотрите также

    Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
    Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...

    Очерк различных взглядов на природу практического мышления
    С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...

    Психотерапия (поведенческая психотерапия)
    Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...