Благодаря Фрейду и его эпохальному открытию бессознательного привычный взгляд на человеческие желания, мышление и поступки был поколеблен. В наши дни представление о бессознательном проникло почти во все сферы человеческой жизни. Во многих естественных и гуманитарных науках, в области права и медицины работы Фрейда вызвали к жизни новые направления исследований. С этой очевидной ролью учения Фрейда в самопознании современного человека никак не вяжется явная расплывчатость самого понятия. Очень многое можно отнести к категории бессознательного, четко же определить его границы весьма затруднительно. Эта расплывчатость и неоднозначность понятия обнаруживается не только лишь в послефрейдовских исследованиях, но уже у него самого.

Первая трудность проявляется в сфере противопоставления бессознательного и сознательного. Бессознательное выступает здесь как противоположность понятия сознания. Фрейд отказывается от привычного представления о произвольном характере желания, мышления и поступков. Борьба против «переоценки сознания» занимает в его трудах центральное место. Снова и снова указывает он на ложность расхожих представлений, в которых психическое приравнивается сознанию. Психоанализ, напротив, не может «признать тождество сознательного и душевного. Его определение душевного гласит, что последнее — это некие процессы чувствования, мышления и желания, и психоанализ призван отстаивать наличие бессознательного мышления и бессознательного желания. Но тут психоанализ тотчас утрачивает доверие со стороны рассудочной науки и навлекает на себя подозрение, что является якобы фантастическим тайным учением » (XI, 14—15). Мнимо независимой осознанной душевной жизнью в большей или меньшей степени руководят, согласно Фрейду, бессознательные инстинкты, побркдения и желания. Так происходит даже тогда, когда разум полагает, что может все понять и во все проникнуть. Столь принципиально отказывая сознанию в главенстве, Фрейд сам закрывает путь к исчерпывающему рациональному толкованию бессознательного. Бессознательное выступает в значительной степени как инфантильное бессознательное желание. Анализ, удаляя защитные силы, делает это бессознательное осознанным, то есть помогает сознанию постичь и преодолеть его. Хотя Фрейд не устает напоминать о тщетности любых интеллектуально-рациональных попыток проникнуть в бессознательное, он подчеркивает, что для этого требуется особенная «психическая» работа, что знание (о бессознательном) должно покоиться на внутреннем изменении; он указывает на то, что «существуют различные виды знания, которые психологически совершенно не равноценны» (XI, 290). Однако Фрейд, скорее всего не сумев преодолеть рационального мышления, так и не проводит здесь четких границ, и поэтому складывается впечатление, что описанная им бессознательная душевная жизнь может быть постигнута и осмыслена рационально. В этой же плоскости лежат его толкования сновидений и фантазий, а также трактовка искусства, философии и религии. Сновидения и фантазии огульно толкуются как бессознательные формы инфантильных желаний. Человек, не в силах вынести тягот жизни, бежит от них в уютный мир своего прошлого, где лишений и запретов взрослой жизни просто не существовало. Художник пытается удовлетворить свои бессознательные желания особым образом. Он создает произведения, воплощая находящие выход в вымысле инфантильно-бессознательные желания всех или очень многих людей. Искусство есть иллюзия, безобидный эрзац удовлетворения желаний. Религия также идет навстречу инфантильным желаниям бессознательного. Она создает иллюзию, что над человеком стоит всемогущее и всеведущее существо, которое удовлетворяет инфантильные потребности человека в защите, разрешает загадки жизни и смерти и обещает ему блаженную жизнь в мире праведников. Религия — опасная подмена удовлетворения, поскольку она отсекает все возможные пути к рациональному постижению мировой загадки. Делается даже попытка рационально осмыслить архаическое наследие, уподобляя коллективное развитие человечества индивидуальному. Феномены архаического наследия толкуются затем как следы былого — первобытного — способа коллективного удовлетворения и преодоления бессознательных желаний.

Хотя выявленный Фрейдом мир детских бессознательных желаний, феномен конфликта между инфантильной и взрослой жизнью, существует, но это еще далеко не дает права считать инфантильными все феномены бессознательного. Но эти односторонние и упрощенные суждения соседствуют с высокой оценкой определенного типа мышления, а именно логически-рационального миропонимания. По этой причине Фрейд оставляет в стороне те аспекты бессознательного, которые нельзя рассматривать как исключительно инфантильное, вытесненное, исторически первобытное. Сюда относятся прежде всего творческие возможности бессознательного. Как только приниженная оценка бессознательного как исключительно инфантильного оказывается несостоятельной и за бессознательной творческой фантазией признается ее полноправие как чисто человеческой способности, открываются совершенно иные стороны сновидения и искусства, этики и религии, которые были скрыты при господстве рациональных концепций. Фрейд здесь все еще выступает приверженцем философии Просвещения с ее преклонением перед рациональным объяснением мира. Удивительнейшее противоречие! Гениальный первооткрыватель и ярый поборник бессознательного сам хочет рационально познать это бессознательное, то самое бессознательное, о котором он без устали говорит, что оно ни в коем случае не определяется сознательным и, что немаловажно, рациональным мышлением и даже не подвержено влиянию с его стороны.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...