Вытеснение и прочие защитные механизмы являются, с одной стороны, необходимыми регуляторами душевного гомеостаза. Если они отсутствуют или недостаточно развиты, как это имеет место у некоторых больных с психотическими реакциями, появляется опасность «затопления» и дезинтеграции Я. С другой стороны, за услуги, оказываемые этими механизмами, Я дорого расплачивается. Сам Фрейд мало верил, что Я может полностью обойтись без защитных механизмов. Анна Фрейд считала это невозможным из-за того, что Я вынуждено преодолевать страх не только перед внешним миром (страхом реальности) и перед Сверх-Я (страхом совести), но и перед силами влечений. Динамические издержки на поддержание работы защитных механизмов и сопровождающие их ограничения Я оказываются тяжким грузом для психического гомеостаза.

Прежде всего те защитные механизмы, которые некогда помогали выжить неокрепшему Я ребенка, с выходом из детского возраста никуда не деваются, они укореняются в Я и превращаются в устойчивые формы реагирования человека. Окрепшее Я взрослого хранит его от опасностей, которые не только воображаются, но и обладают вдобавок психической реальностью. Более того, чтобы оправдать фиксации в Я, человек бессознательно создает ситуации, воспроизводящие изначальную опасность. Поэтому «легко понять, как защитные механизмы, благодаря все более ощутимому отчуждению от внешнего мира и продолжающемуся ослаблению Я, готовят почву для неврозов и способствуют их возникновению» (XVI, 83).

В круг задач аналитической терапии входит, в частности, корректировка такою рода болезненных и болезнетворных форм защиты, то есть устранение лежащих в их основе вытеснений и замена их суждениями, соответствующими реальности. Поэтому психоанализ является также методом историческим в самом широком смысле слова. В реакциях переноса больного констеллируется вся его жизнь. Она «вспоминается, повторяется и перерабатывается» до тех пор, пока Я не станет способным в значительной мере дистанцироваться от приобретенных в детстве вытеснений и форм защиты.

Правда, здесь речь не идет о том, что человек в итоге достигнет идеального состояния «свободы от вытеснения»; можно лишь, как сказал однажды Фрейд, превратить невротическую убогость в обычное страдание, в реалистический спор с неизбежными ограничениями и конфликтами. Это означает, что прежде всего изменяются вытесняющие инстанции: Сверх-Я смягчает свои требования и идеальные притязания.

Рассмотренное здесь участие Я в процессах вытеснения становится сегодня центральным пунктом психоаналитического исследования. Теперь ясно, что процесс вытеснения невозможно понять только изнутри души, у него есть и некий групповой аспект. На ранних стадиях развития Я, исследованных, в частности, М. Малер, Р. Шпицем (Spitz 1966) и Э. Эриксоном (Erikson 1968), то, какие части нерасчлененного пока единства Оно и Я будут развиваются, а какие нет, определяется влиянием первых объектных отношений. Индивидуальные особенности процессов вытеснения отражают характер первичной группы, поддерживающей одни потребности ребенка и отвергающей другие.

Смотрите также

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...