Когда Фрейд писал книгу о сновидении, его прежде всего интересовал принцип действия сновидения, а также инфантильные корни скрытого содержания сновидения. Гораздо меньше он был знаком с аспектами Я и явлениями переноса. Это показано Шуром (Schur 1972) на основе обширной переписки тех лет между Фрейдом и его другом Флиссом. Флисс в то время играл для Фрейда роль аналитика в его собственном анализе. Последующие толкования тогдашних фрейдовских сновидений показали ему интенсивность, происхождение и изменение этих отношений переноса, в которых за всеми связями можно распознать внутреннюю амбивалентность.

Под работой сновидения Фрейд подразумевает деятельность, которая переводит скрытые мысли сновидения в явное сновидение. Еще в 1925 году он объясняет этот процесс с учетом топических и структурных аспектов. «Это ночное ослабление вытеснения используется бессознательным побуждением для того, чтобы проникнуть сновидением в сознание. Однако сопротивление-вытеснение со стороны Я не исчезло во сне, а просто уменьшилось. Его остаток сохраняется в виде цензуры сновидений и запрещает теперь бессознательному желанию-побуждению выразиться в формах, которые ему, собственно говоря, подошли бы. Из-за строгости цензуры сновидения скрытые мысли сновидения должны подвергнуться изменениям и ослаблениям, которые делают неузнаваемым предосудительный смысл сновидения. Этим-то и объясняется искажение сновидения, которому явное сновидение обязано своим необычным характером. Отсюда и правомерность утверждения: сновидение есть (скрытое) исполнение (вытесненного) желания. Теперь мы рке знаем, что сновидение строится как невротический симптом; оно является компромиссным образованием между притязаниями вытесненного инстинктивного побуждения и сопротивлением цензурирующей силе в Я. Вследствие одинакового происхождения оно является столь же непонятным, как симптом, и равным образом нуждается в толковании . Процесс, который при содействии цензуры сновидения переводит скрытые мысли в явное содержание сновидения, я и назвал работой сновидения» (XIV, 70—71).

Работу сновидения отчасти можно приравнять к защитной деятельности бодрствующего Я. Тем не менее ее отличительные признаки, согласно Фрейду, иные, чем бодрствующего мышления. «Она (работа сновидения) не является более небрежной, некорректной, забывчивой, неполной, нежели бодрствующее мышление; она есть нечто качественно полностью от него отличное и потому не поддающееся с ним сравнению. Она вообще не думает, не считает, не выносит суждений, но ограничивается лишь тем, чтобы преобразовывать . Ее продукт, сновидение, должен прежде всего избавиться от цензуры и для достижения этой цели работа сновидения прибегает к смещению психических интенсивностей вплоть до переоценки всех психических ценностей; мысли должны воспроизводиться исключительно или по преимуществу в материале визуальных или акустических следов воспоминаний, и ввиду этого требования в работе сновидения возникает внимание к изобразительности, которой она отвечает благодаря новым смещениям. Должны быть созданы (вероятно) еще большие интенсивности, чем те, которые имеются в распоряжении ночью в мыслях сновидения, и этой цели служит сильное сгущение, которое предпринимается составными частями мыслей сновидения» (П/Ш, 511).

Разберем еще раз отдельные механизмы, которыми пользуется работа сновидения. 1. Сгущение. Сама по себе тенденция к сгущению не является чем-то специфическим для сновидения, ее нередко можно встретить и в обычной человеческой жизни, а именно там, где выявляется нечто общее, например, общий знаменатель в исчислении дробей или всевозможные родовые обозначения организмов в естествознании. Так и в сновидении происходит сгущение там, где оно обнаруживает у нескольких людей или разных предметов нечто общее и может изобразить это в том или ином аспекте. При этом за позитивным и общим удается скрыть неприятные, подлежащие вытеснению стороны личности или переживаний и тем самым служить исполнению желаний и, соответственно, обходить цензуру. Однако и противоположности таким же образом могут создавать мотив для сгущения, поскольку противоположное стоит за всеобщим. Для объяснения этого феномена Кемпер (Кетрег 1955) приводит параллели из жизни в бодрствовании, которые он обнаружил в определенных оборотах речи, таких, как «Gott sei leider» (как на грех), считая это выражение сгущением «Gott sei Dank» (слава Богу) и «leider Gottes» (к великому сожалению). Он описывает еще и третью форму сгущения, которая состоит из частичного соответствия между двумя людьми или предметами и образования общего третьего из первых двух частей, причем этот третий человек (или предмет) способен пробудить лишь несущественные индифферентные воспоминания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Смотрите также

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...