Согласно Шуру, Я сновидца обращается к таким механизмам, как аннулирование (там же). Тем самым он говорит об участии Я в работе сновидения и в дальнейшем оспаривает также тезис Фрейда о влечении к смерти, базирующийся на гипотезе о навязчивом повторении, как ее сформулировал Фрейд в связи с травматическими неврозами и посттравматическими сновидениями.

Изучение сновидений страха уже в работе «Толкование сновидений» привело Фрейда к открытию эдипова комплекса и комплекса кастрации, хотя в то время этими терминами он еще не пользовался. Эти сновидения страха стремятся, согласно Фрейду, выразить неприкрытое исполнение желания, то есть образовать сновидение, содержание которого в значительной степени должно избегнуть цензуры. Однако, как только такое сновидение пытается привести в исполнение вытесненное желание, в действие должна вступить работа сновидения и исказить это желание своими средствами. Если это ей не удается, то вместо цензуры возникает страх, который пробуждает сновидца. Страх, следовательно, служит здесь сигналом грозящей опасности, и Фрейд называет его сигнальным страхом. Таким образом, уже в этом месте своего исследования сновидений он предвосхищает важную новую теорию, а именно теорию страха как сигнала, которую подробно изложит только в 1926 году в работе «Торможение, симптом и страх» (см. соответствующую статью Д. Айке). Его первое объяснение страшных снов в работе «Толкование сновидений» соответствовало теории страха как проявления запруженного либидо и, соответственно этому, он приписывал сновидениям, либидо которых трансформировалось в страх, сексуальное содержание. К сновидениям страха он причислял все неприятные сны, болезненные ощущения от которых соответствуют приближению к страху.

Сны о наказании Фрейду также без труда удалось объяснить в рамках теории исполнения желания. В дополнении к «Толкованию сновидений» он высказал положение, что исполненное в сне о наказании бессознательное желание является желанием сновидца удовлетворить свою потребность в наказании за вытесненное, недозволенное желание-побуждение. Эти сновидения содержат в себе удовлетворение мазохистских тенденций. В 1925 году он полностью отказался от этой теории и писал, что сны о наказании следует связывать не с вытесненным инстинктивным желанием, то есть с мазохизмом, а скорее с деятельностью самокритичной инстанции в Я, которую он назвал Сверх-Я.

Наряду с истинными сновидениями во сне Фрейд указал на так называемые дневные грезы, которые, так же, как и ночные сновидения, имеют характер исполнения желания и основываются большей частью на детских переживаниях. В отличие от сновидений, эти дневные грезы в значительной степени находятся под влиянием требований осознанных или предсознательных процессов мышления, и поэтому представляют собой более сложный феномен, чем ночные сновидения. Ночное сновидение представляет собой всего лишь «форму мышления», в которой проявляется работа сновидения и ее условия (Freud 1916—1917). В дневных грезах существенную роль играет вторичная переработка. Благодаря ее деятельности становится понятной также большая сценическая взаимосвязь дневных грез. Я грезящего наяву в меньшей степени подвергается регрессии, нежели Я сновидца. Поэтому функции восприятия и испытания реальности, находящиеся в подчинении Я, сохраняются здесь лучше, чем этого можно ожидать во сне.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...