Структурная теория после смерти Фрейда получила дальнейшую разработку в трудах его последователей. Учение Фрейда о сновидении было дополнено ими и усовершенствовано. При этом были учтены также и экономические аспекты. В качестве представителей структурной теории, которые пытались с ее помощью объяснить феномены сновидения, следует назвать Арлоу и Бреннера.

Бреннер (Brenner 1955) определяет сновидение как процесс, в котором посредством фантазии удовлетворяется импульс Оно. Энергетически это означает, что катексис, который в скрытом содержании сновидения относится к элементам Оно, принуждает психический аппарат произвести работу сновидения. С помощью исполняющей желание фантазии, которая содержится в скрытом сновидении, но приводит также к образованию явного сновидения, элемент Оно уже испытывает частичную разрядку. Непонятность явного сновидения он объясняет — и здесь находится в полном согласии с Фрейдом — переводом с языка вторичного процесса на язык первичного, что Фрейд описывал как перевод в изобразительное в рамках работы сновидения. Главной причиной этого Бреннер считает деятельность Я, которое с помощью своей собственной возможной защиты делает сновидение непонятным. При этом способ защиты во сне полностью соответствует способу защиты в бодрствовании, то есть человек, например, страдающий неврозом навязчивых состояний, и во сне скорее всего воспользуется типичным для него защитным механизмом изоляции, истерик же — механизмом отрицания или вытеснения. Наконец, благодаря вторичной переработке, которая также осуществляется Я, сновидение переводится понятным для нас образом.

В работе, совместно опубликованной Арлоу и Бреннером, авторы пытаются описать сновидение как «регрессию на службе у Я» (Arlow, Brenner 1964) (см. статью Р. Хайнца). Структурный уровень сновидящего Я не соответствует полностью структурному уровню личности в состоянии бодрствования, то есть диагностические возможности относительно вида и тяжести невротического расстройства ограничены. И только тогда, когда учитывается вся целиком структура бодрствующей личности, то есть когда в рамках анализа становится известным весь контекст, с помощью сновидения можно сделать вывод об особенностях соответствующей структуры Я пациента (см. также: Kemper 1955).

Стремящиеся к разрядке энергии Оно активизируют различные функции Я и Сверх-Я, которые либо вызывают контркатексис, противодействующий разрядке энергий Оно, либо способствуют их разрядке, либо же непосредственно ее контролируют. Конечный результат при этом определяется разнообразными тенденциями Оно, Я или Сверх-Я в их соответствующих взаимодействиях.

Образование скрытого сновидения рассматривается, как у Фрейда, а в современных психологических исследованиях сна и сновидений Фишером (Fisher 1965), Дементом (Dement 1964), Йовановичем (Jovanovic 1970) также доказывается, что, несмотря на общее состояние покоя, сохраняются энергии, которые, стало быть, обладают определенной активностью. Эти энергии и связанные с ними душевные процессы вызывают скрытые мысли сновидений, которые, с одной стороны, несут на себе печать дериватов влечений Оно, а с другой стороны — остатков дня. Работа сновидения описывается не так, как это мы находим у Фрейда. Здесь речь идет о принципиально таком же взаимодействии между Оно, Я и Сверх-Я, что и в состоянии бодрствования, но только на ином энергетическом уровне. Соответствующая скрытому содержанию сновидения энергия активизирует различные бессознательные функции Я и Сверх-Я подобно тому, как это происходит днем. Одни функции Я пытаются достичь удовлетворения влечения, другие — воспрепятствовать этому, то есть применить защиту, а именно под влиянием Сверх-Я. Некоторые притязания Сверх-Я связаны с притязаниями Оно, например, при мазохистских или садистских импульсах (см.статью Ж.-М. Алби и Ф. Паше). Относящиеся к защите импульсы Я могут также направиться против требований Сверх-Я или Оно; результатом этих всевозможных взаимодействий является явное содержание сновидений.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...