Многие функции Я и Сверх-Я в сновидении регрессивно меняются. Инстинктивные желания и фантазии, которые происходят из Оно, могут поэтому легче найти свое выражение в сновидении. В качестве важнейшей составной части работы сновидения рассматривается регрессия Я, а также его функций. Фрейд объяснял неспособность отделить внутреннюю реальность от внешней последствием сна в смысле топической регрессии: сновидец опускается на ступень галлюцинаторного исполнения желания. И только в последних своих работах он — как уже отмечалось — постоянно подчеркивает участие Я, но не рассматривает подробно столь важное взаимодействие между Оно, Я и Сверх-Я. Вследствие регрессии компонентов Я и Сверх-Я в пользу Оно Я лишь в ограниченной степени способно исполнять свои функции восприятия и испытания реальности. Поэтому на передний план может выступить мышление, подчиняющееся первичному процессу; образное переживание, не считаясь с логикой и критикой, овладевает психическими процессами.

Построения Фрейда можно с легкостью объяснить также и с помощью структурной теории как выражение регрессивного изменения многих функций Я, таких, например, как испытание реальности, мышление, восприятие и речь. Регрессивно измененное Я мыслит образами. Ослабляется также и интегративная функция Я, хотя она и осуществляет вторичную переработку. Из-за ослабления функций восприятия и двигательного контроля сновидцу удается отвести свое внимание от внешних событий. Степень регрессии каждой отдельной функции Я варьируется от сновидения к сновидению, поэтому для работы сновидения характерно сосуществование зрелых и инфантильных функций Я. Тип внешних раздражителей также играет в этой конструкции свою роль: те, что сохраняют относительно высокий катексис, могут тотчас же разбудить сновидца; другие вовлекаются в формирование сновидения, тем самым охраняя сон. Всем известно, как быстро просыпается мать, услышав плач ребенка, тогда как более сильные, но нейтральные для нее раздражители позволяют ей спокойно спать.

Этот пример показывает, что регрессию Я опять-таки нельзя рассматривать независимо от функций Сверх-Я. Эта регрессия может достичь той ступени развития Сверх-Я, когда заветы и запреты родителей еще не были интернализированы. Здесь следует еще раз вспомнить о том, что произносимые в сновидении слова в работе сновидения скорее имеют отношение к функциям Сверх-Я. В этом случае Сверх-Я регрессирует до ступени, на которой еще не произошла интернализация родительских требований. Из-за ослабления функций Сверх-Я желаниям легче найти выражение в сновидении. Если прямые или искаженные фантазии об удовлетворении влечения в явном сновидении сопровождаются неудовольствием, то оно выражается скорее страхом, нежели чувством вины. То, что в бодрствующем сознании вызывает чувство вины, продуцирует в сновидении — вследствие регрессии Сверх-Я в смысле его экстернализации — скорее страх наказания. Здесь прослеживается переход к последней статье Фрейда о снах о наказании, которые он также описывал как выражение деятельности Сверх-Я.

Объяснение Фрейдом сновидения как временного психоза, когда зрительные и слуховые восприятия кажутся (аналогично истинным галлюцинациям у психотика в состоянии бодрствования) совершенно правдоподобными, вызывает определенные трудности; это проще сформулировать с позиции структурной теории: во время сна многие функции Я в большей или меньшей степени ослабевают, в том числе и функция испытания реальности. Процесс мышления регрессирует до состояния первичного процесса; таким образом, он является в значительной мере довербаль-ным и состоит преимущественно из образов; Я не способно осознать, что эти образы обусловлены внутренними, а не внешними впечатлениями.

Арлоу и Бреннер, хотя и продолжили новаторскую работу Фрейда, но при этом однозначно и полностью сохранили его концепцию сновидений, их формирования и функций.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...