Другие исследователи, в том числе те, с которыми Фрейд вначале работал в дружеском научном контакте, позднее отвернулись от него и модифицировали его воззрения, выхватив из них ту или иную часть и разработав собственные теории и техники. У одних большее значение вновь придавалось явному сновидению и его непосредственному выражению, у других чрезмерное внимание уделялось толкованию символов. Иногда фрейдовская техника свободных ассоциаций оказывалась слишком затруднительным и трудоемким методом, и ее применение зачастую требовало преодоления значительного сопротивления со стороны пациентов. Но при этом она сохранила максимум индивидуального понимания каждого образа сновидения, и именно поэтому, из-за возможности лучше всего понять и узнать больного, Фрейд и придавал в своем методе лечения сновидениям и их толкованию такое большое значение. Упомянем здесь — подробно о них будет говориться в другом месте — две школы нашего столетия, которые отошли от (Фрейда и более или менее интенсивно занимались сновидениями, а также их теоретическим и практическим значением: школы К. Г. Юнга (см. статьи К. Т. Фрея-Верлина и Г. Дикманна/Э. Юнга в т. IV) и X. Шульца-Хенке (см. статью В. Цандера и Э. Цандер в т. III).

Вильгельм Штекель внес свой вклад в работу над некоторыми изданиями фрейдовского «Толкования сновидений». Под его влиянием, как уже говорилось, Фрейд включил в эту книгу главу о символике сновидений. Однако чрезмерным акцентом на символическом толковании в процессе исследования он затем отдалился от Фрейда. Штекель составил словарь символов, благодаря которому перевод сновидения стал возможен непосредственно и даже без участия пациента. Для него, как, впрочем, и для некоторых других исследователей, сновидение имело скорее биографически-описательное и диагностическое значение (Steckel 1911).

Otto Ранк, также интенсивно сотрудничавший с Фрейдом, исследовал параллели между определенными темами сновидений и мифами, сказками, преданиями и т.п. (Rank 1919). В этой области исследований он приобрел особый авторитет. Главным в его учении являлось для него символообразование в работе сновидения.

Альфред Адлер (Adler 1912—1913) приписывал сновидению прежде всего пред-мыслительную функцию, которая представляет собой комментарий к соответствующим жизненным ситуациям сновидца и его актуальным проблемам. При этом он обращался главным образом к явному сновидению и ограничивался при толковании исключительно собственными теориями (см. том IV), которые он использовал также и здесь.

С Гербертом Зильберером и его гипотезой об анагогической функции сновидения (Silberer 1919) полемизировал сам Фрейд в «Толковании сновидений», в подстрочном примечании, включенном в эту книгу позднее.

Т. Френч (French 1954) приписывает сновидению — так же, как представители аналитической психологии — преимущественно функцию решения проблем, учитывая при этом также и бессознательные компоненты личности. Б рамках неопсихоанализа он считается представителем бихевиористского направления.

Для К. С. Холла (Hall 1955) сновидение представляет собой проекцию внутреннего процесса, а также собственного рассказа сновидца, причем в более чистом виде, чем при любом другом исследовании личности. Его метод толкования сновидений в значительной степени совпадает с воззрениями Френча.

Пауль Федерн (Federn 1956) описывает феномен сновидения в контексте своей «психологии Я» (см. также статью Г. Яппе), которую он помимо прочего основывает на анализе сновидения, пробуждения и засыпания. При этом в сновидении он различает образы, катектированные прежде всего Оно, и образы, отражающие состояния Я. Если чувство Я у бодрствующего человека имеет как телесную, так и душевную основу, то в сновидении и при психозе эти аспекты распадаются. В сновидении воля оказывается сильнее желания.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...