Теория влечений имеет для психоанализа основополагающее значение. Разработанная Фрейдом и многократно пересмотренная, она стал причиной многих проблем, которые пришлось ему преодолевать. Даже те, кто поначалу был сторонником Фрейда — например, Ранк, Адлер, Юнг и Штекель, — разошлись с ним не в последнюю очередь из-за его теории влечений. Несмотря на враждебное отношение бывших приверженцев, она заняла центральное место в психоаналитической теории. И по сей день, после бурного развития психологии Я (см. статью Г.Яппе и статью Г. Ф. Вальдхорна в т. III), психоанализ усматривает во влечениях первопричину всех психических процессов.

Согласно Фрейду (1905а), влечение возникает из внутренних соматических источников. Влечение не прекращает своего действия и постоянно оказывает влияние на психическое событие. Фрейд (1915а, 1917, 1938) выделяет четыре характеристики влечения: источник, объект, цель и настойчивость. Источником — пишет Фрейд (1905а), — является состояние телесного возбуждения, целью же — устранение этого возбуждения. На пути от источника к цели влечение оказывает психическое воздействие. Таким образом, влечения представляют собой силы, берущие начало в соматическом источнике, репрезентирующиеся психически и отличающиеся напористым характером. Они проявляются через репрезентанты представлений и аффектов. Для того, чтобы достичь своей цели, они направляются на объект, в котором или с помощью которого они и достигают удовлетворения. Фрейд (1905а) представлял себе влечение как сумму стремящихся к оттоку энергий. Цель влечения может быть достигнута и в собственном теле, но, как правило, она все же представляет собой внешний объект. Его внутренней целью неизменно остаются телесные изменения, воспринимаемые как удовлетворение.

Объект является наиболее непостоянным компонентом влечения. Изначально они между собой не связаны, и объекты влечений меняются в процессе развития. Предпосылкой является исключительно склонность к отводу влечения.

Фрейд (1905а) считал, что инстинктивные побуждения, происходящие из одного источника, могут присоединяться к побуждениям, возникающим из других источников, разделяя их дальнейшую судьбу. Более того, удовлетворение одного влечения может быть заменено удовлетворением другого. Наряду с объектами влечения переменной величиной являются также и цели. Как объект, так и цель могут быть заменены другими.

Фрейдовская теория влечений является дуалистической (1920), то есть он различает два влечения. При этом вначале речь шла о влечениях к самосохранению и сохранению вида, которые он называл «влечениями Я» и «сексуальными влечениями».

Когда Фрейд занимался невротиками (1905а), в поле его зрения попали прежде всего сексуальные влечения. К ним он относит не только генитальные, но и чувственно-догенитальные стремления. В нарушении их развития он усматривал причины невротических симптомов. В противоположность сексуальным влечениям Фрейд описал (1917, 1920, 1933) в качестве второго рода влечений влечения к самосохранению, которые локализованы в Я. К ним относятся, например, стремление к власти, потребность в самоутверждении, тенденции к преодолению, а также защитные процессы, называемые защитными механизмами Я, функция которых состоит в том, чтобы противостоять предосудительным побуждениям (см. статью В. Шмидбауэра). В отличие от пластичных, взаимозаменяемых сексуальных влечений влечения к самосохранению являются «непреклонными и безотлагательными» (XV, 104).

Страницы: 1 2

Смотрите также

Последователи Фрейда
...

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...