Фрейд (1923а, Ь, с) не сразу признал роль агрессивности, хотя уже в 1908 году Адлер выдвинул гипотезу о существовании автономного агрессивного влечения (см. статью К. Зеельманна в т. IV).

Наблюдая феномен навязчивого повторения, Фрейд был вынужден допустить наличие агрессивного влечения. Поэтому в 1920 году он объединил влечения Я и сексуальные влечения как в сущности однородные во «влечении к жизни» (эросе) и противопоставил им «влечение к смерти» (танатос). Цель влечения к смерти состоит в том, чтобы «привести живое в неорганическое состояние» (XIII, 269). Эрос носит конструктивный характер и охватывает противоположности влечений к самосохранению и сохранению рода, любви к Я и любви к объекту. Гартманн, Крис и Лёвенштейн (Hartmann et al. 1949, 1970, 1972), напротив, видят в понятии «влечения Я» самостоятельный источник влечений.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...