По поводу предполагаемого Фрейдом (1920) влечения к смерти мнения разделились. Многие аналитики, например Фенихель (Fenichel 1936, 1945) и Райх (Reich 1933), усматривают в концепции влечения к жизни и влечения к смерти не психологические, а биологические понятия. Некоторые аналитики, например Нунберг (Nunberg 1971) и Кляйн (Klein 1962), тем не менее отстаивают гипотезу о влечении к смерти. Вельдер (Wälder 1963) также не исключает полностью возможность существования влечения к смерти.

Аналог для определения либидо Фрейд видит в агрессивном влечении, понятие о котором он ввел в 1920 году в качестве «предъявляемого душе и исходящего из соматических процессов рабочего требования». Присоединение агрессивного влечения к предполагаемому Фрейдом влечению к смерти привело к дискуссии, которая не завершилась и поныне. Гартманн, Крис и Лёвенштейн (Hartmann et al. 1949, 1970, 1972) полагают, что доказать существование влечения к смерти является скорее задачей биологов. Предположение, что агрессия является влечением человеческой жизни, тем самым не поколеблено. С другой стороны, нельзя сбрасывать со счетов то обстоятельство, что влечения Я, наличие которых Фрейд изначально предполагал, наряду с либидо и агрессией проявляют себя в психике в качестве третьей самостоятельной силы. В своей работе 1920 года Фрейд отстаивает взгляд, что агрессия действует «по ту сторону принципа удовольствия». Он пишет, что, в отличие от отвода либидо, отвод агрессии не является чем-то самим по себе приятным. Только тогда, когда агрессия смешивается с либидо, иными словами, эротизируется, и направляется против репрезентантов внешних объектов, отвод агрессии вызывает удовольствие.

Гартманн, Крис и Лёвенштейн (Hartmann et al. 1949) показывают, что агрессия имеет такое же отношение к удовольствию и неудовольствию, как и либидо. Поэтому отвод агрессии вызывает удовольствие, а ее сдерживание — неудовольствие.

Фрейд (1905) полагал, что сексуальному влечению и, соответственно, агрессивному влечению присущи различные функции. Так, сексуальное влечение ответственно за образование невротических симптомов, агрессивное влечение — за тенденции к самонаказанию и самоуничтожению.

Это представление Фрейда более не соответствует нынешним воззрениям. Дериваты агрессии в психическом конфликте играют по крайней мере столь же важную роль, что и дериваты либидо. Кляйн в 1948 году описала агрессию как главный источник страха.

Бреннер (Brenner 1955, 1967), основываясь на данных о двоякой роли агрессии и либидо в психическом конфликте, доказывает, что оба влечения имеют одинаковое отношение к принципу удовольствия.

Поскольку Фрейд (1920) понимал агрессию как часть универсального влечения к смерти, он отстаивал точку зрения, что агрессивное влечение преследует цель разрушить соответствующий объект. Нунберг (Nunberg 1971) защищает мнение Фрейда о наличии у всех людей влечения к смерти и приходит к следующему выводу: хотя это представление поначалу может показаться странным, его эвристическая ценность неоспорима. Такое разделение влечений дает пригодную рабочую гипотезу, обойтись без которой сейчас невозможно. Фенихель (Fenicnel 1967, 1973) полагает, что проведенное Фрейдом разделение на влечение эроса и влечение к смерти породило ряд неясностей теоретического характера и что влечение к смерти, пожалуй, не является особой разновидностью влечений.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...