Гартманн, Крис и Лёвенштейн (Hartmann et al. 1949) пишут, что в зависимости от степени отвода влечения может быть различной и цель влечения. Они отстаивают мнение, что только «полный» отвод имеет целью смерть или уничтожение объекта. Стоун (Stone 1968) идет еще дальше: хотя он и признает роль агрессивных и деструктивных желаний в душевной жизни, тем не менее ставит под вопрос само понятие агрессии как влечения. Гиллеспи (Gillespie 1952, 1971) даже не считает агрессию «нередуцируемым основным элементом» психики.

В контексте теории влечений огромную важность имеет концепция Фрейда о смешении влечений (1923а). Он пишет, что агрессивное влечение и либидо в начале онтогенеза существуют по отдельности и смешиваются в ходе развития. Эти представления подтверждаются его наблюдениями над меланхолией. Типичным примером смешения влечений является, например, амбивалентность.

Если не принимать теорию о влечении к смерти, то трудно судить, разделены ли от рождения агрессия и либидо и смешиваются ли они в ходе развития, как предполагал Фрейд. С таким же успехом можно придерживаться концепций Фе-нихеля (Fenichel 1967, 1973) или Якобсона (Jacobson 1964), которые считают, что агрессия и либидо у новорожденного еще недифференцированны и лишь в ходе онтогенетического развития становятся отдельными психическими факторами. Гартманн, Крис и Лёвенштейн (Hartmann et al. 1949) видят, например в садизме, состояние не расслоения влечений, а их смешения.

Обзор литературы по агрессии позволяет выкристаллизировать множество теорий. Среди них встречаются такие теории, которые объясняют агрессию как влечение к борьбе (Lorenz 1963; Adler 1908; Eibl-Eibesfeldt 1970). Далее, существует уже упомянутая теория Фрейда о влечении к смерти (1920), теория фрустрации и теория, которая определяет агрессию как знак влечения к жестокости, или к разрушению. Доллард (Dollard 1955) является основоположником теории фрустрации. К кругу аналитиков, сторонников теории фрустрации, принадлежит также Фенихель (Fenichel 1967, 1973), который полагал, что либидо и агрессия у новорожденного не отделены друг от друга; их разделение происходит лишь в процессе развития из-за вызывающей агрессивность фрустрации либидинозной потребности. Вельдер (Wälder 1963) присоединяется к этой теории, но все же не полностью отказывается от представления, что агрессия представляет собой знак влечения, с той оговоркой, что при крайней степени агрессивности человека следует, пожалуй, исходить из того, что у него имеется собственное агрессивное влечение. Если следовать теории фрустрации, агрессию нельзя считать проявлением влечения: чисто реактивное возникновение агрессии исключает наличие влечения, поскольку влечения, по определению, обладают эндогенной, спонтанно-автономной природой.

Сторонники теории фрустрации исходят из того, что в период внутриутробного развития и в раннем младенческом возрасте недифференцированные энергии могут разряжаться преимущественно по физиологическим путям отвода. Во взаимодействии с миром (с матерью) эти энергии дифференцируются. Все переживания связываются с ситуациями удовольствия—неудовольствия. Наряду с позитивными либидинозно окрашенными событиями, которые переживаются с удовольствием и порождают желание к повторению, происходят и негативные события, связанные с переживанием неудовольствием и вызывающие желание избегания. В результате индивид начинает бояться таких ситуаций или испытывать к ним враждебность. Чтобы их избежать, имеются две возможности: первая — бегство, вторая (если организм обладает такой способностью) — уничтожение источников негативных переживаний или по крайней мере соответствующее стремление к бегству или разрушению. Таким образом, желание или, соответственно, разрушение представляет собой агрессивную тенденцию или, соответственно, способ поведения.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...