Фрейд (1920), опираясь на свою дуалистическую теорию влечений, пришел к выводу, что либидинозные и агрессивные импульсы вступают в противоборство друг с другом различными путями и способами. Исходя из того, что агрессивные импульсы могут в значительной мере терять свои деструктивные акценты, что они могут быть нейтрализованы, Фрейд (1923а) пришел к понятию о смешении влечений. Фрейд предположил, что в процессе развития либидинозные и деструктивные инстинктивные побуждения все более смешиваются. Абрахам (Abraham 1969a, b) отстаивал точку зрения, что в анально-садистской фазе организации либидо, так же, как и в оральной фазе, можно выделить две стадии. Он описал раннюю и позднюю стадии анально-садистской организации либидо и показал, что на ранней ступени преобладают отвергающие объект, выталкивающие и разрушающие тенденции, тогда как на поздней стадии берут верх аспекты, более дружественные объекту, нацеленные на овладение и обладание. Такой же процесс развития можно увидеть и в обхождении ребенка с фекалиями. Поскольку на ранней анально-садистской стадии часто преобладают деструктивные, враждебные к объекту побуждения, а фекалии представляют собой интроецированный внешний объект, последние воспринимаются как источник беспокойства. Такое отношение является специфическим для этой фазы и поэтому встречается даже тогда, когда сознательные и бессознательные установки матери имеют вполне позитивный и дружественный объекту характер. Если же от матери исходят фрустрации, объект — и тем самым и интроецированный объект — приобретает аспекты неудовольствия. По этой причине содержимое кишечника воспринимается ребенком как нечто в той или иной степени угрожающее и деструктивное. В акте дефекации ребенок не только выделяет свои фекалии, но и имеет перед собой связанный с ними объект, причем до тех пор, пока преобладают деструктивные впечатления от объекта. Благодаря дефекации он, как минимум, отдаляется от своих деструктивных тенденций, поскольку они представляют угрозу дарующему удовольствие объекту. Теперь отвержение объекта сосуществует с примерно равным ему по силе стремлением к объектным отношениям. На поздней ступени анально-садистской фазы развития впечатления от объекта становятся более дружественными. Теперь ребенок начинает воспринимать содержимое кишечника, потерявшее свое деструктивное значение, как нечто ценное, чем он владеет. Ребенок начинает играть со своими экскрементами и получает от этого удовольствие. В том, как ребенок обращается с содержимым своего кишечника, также проявляется его отношение к внешнему объекту. Благодаря возможности сдержать стул, получая при этом удовольствие, или преподнести его матери в качестве подарка возникает новое отношение к объекту. С одной стороны, в поведении ребенка проявляется дружественное отношение, однако с другой стороны, в упрямом сдерживании фекалий — желание самоутвердиться и быть независимым. Фекалии для ребенка приобретают значение инструмента для управления матерью. Согласно Айке (Eicke 1972), в обращении со своими фекалиями ребенок обучается отделению от собственного продукта.

В зависимости от уровня развития в этом возрасте возникает либо любовь к объекту, либо предрасположенность к нарциссической установке.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...