Благодаря овладению дефекацией и собственной моторикой у ребенка возникает чувство власти. Поскольку распределение либидо является пока еще преимущественно нарциссическим, то есть, иными словами, по-прежнему существуют сильные симбиотические связи, из этого чувства власти развивается чувство всемогущества. Если эта переоценка себя служит не Я как целому, а лишь отдельным функциям, то в результате возникают магические представления. Особенно эрогенные зоны приобретают для ребенка волшебную силу.

В анально-садистской фазе продолжают развиваться также духовные способности ребенка. Они служат господствующим в этот период интенциям. С одной стороны, они помогают ребенку овладеть внешним миром, с другой стороны, служат ему также для подчинения. Таким образом, духовные способности становятся инструментом либидинозных и садистских устремлений. Характерно то, что ребенок в этом возрасте воспринимает свои мысли как нечто самостоятельное. Он убежден, что мысль может от него отделиться и нанести вред. Следствием этого часто являются страхи ребенка. Он боится, что его агрессивные мысли могут повредить окружающим. То есть и в этой сфере имеет место магическая переоценка собственных способностей. В таком случае говорят о всесилии мыслей.

Страницы: 1 2 3 4 

Смотрите также

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...