Благодаря овладению дефекацией и собственной моторикой у ребенка возникает чувство власти. Поскольку распределение либидо является пока еще преимущественно нарциссическим, то есть, иными словами, по-прежнему существуют сильные симбиотические связи, из этого чувства власти развивается чувство всемогущества. Если эта переоценка себя служит не Я как целому, а лишь отдельным функциям, то в результате возникают магические представления. Особенно эрогенные зоны приобретают для ребенка волшебную силу.

В анально-садистской фазе продолжают развиваться также духовные способности ребенка. Они служат господствующим в этот период интенциям. С одной стороны, они помогают ребенку овладеть внешним миром, с другой стороны, служат ему также для подчинения. Таким образом, духовные способности становятся инструментом либидинозных и садистских устремлений. Характерно то, что ребенок в этом возрасте воспринимает свои мысли как нечто самостоятельное. Он убежден, что мысль может от него отделиться и нанести вред. Следствием этого часто являются страхи ребенка. Он боится, что его агрессивные мысли могут повредить окружающим. То есть и в этой сфере имеет место магическая переоценка собственных способностей. В таком случае говорят о всесилии мыслей.

Страницы: 1 2 3 4 

Смотрите также

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...