Если до сих пор мы занимались возрастом, в котором ведущими эрогенными зонами являлись вначале область рта, а затем прямая кишка, то примерно на четвертом году жизни прямая кишка теряет эту роль, уступая ее гениталиям; в развитии наступает фаллическо-нарциссическая стадия организации либидо. Это означает, что догенитальные парциальные влечения утрачивают первенство. Их задача состоит теперь в подготовке и усилении генитального удовлетворения. Этот возраст человека называется фаллическим, поскольку как для мальчиков, так и для девочек в психическом отношении существует лишь один сексуальной орган, а именно пенис (Freud 1905a); (ср. Klein 1962; Jones 1913, 1919).

Благодаря своей способности доставлять сексуальное удовольствие пенис приобретает для юношей столь большое значение, что становится мерой и средоточием чувства собственной ценности. Пенис отождествляется с собственным Я. В это время величина пениса играет для мальчика решающую роль. Он сравнивает размеры пениса у себя и других и реагирует на это гордостью или скорбью, недоброжелательством и завистью. В фантазиях мальчика все объекты, в том числе женские, обладают пенисом. При этом речь идет о проективном взгляде на мир и выборе объекта, то есть собственная организация проецируется на организацию других. У девочки отношения складываются несколько по-другому. Она вскоре узнает, что ее гениталии выглядят иначе, чем у мальчика; в сравнении с пенисом клитор воспринимается как нечто неполноценное. Согласно Фрейду (1905а, 1908b, 1916,1917,1925,1931,1933,1938), выбор объекта у девочки определяется завистью в пенису. У нее возникает желание иметь пенис, как у мальчика. По этой причине девочка какое-то время отождествляет себя с мальчиком. Она перенимает мальчишечью манеру поведения и пытается соперничать с мальчиками. Такое поведение девочки называется «фаллическим соперничеством». В фантазии все объекты мальчиков и девочек наделяются фаллическими гениталиями. Это означает, что гениталии, катектированные либидо, проецируются на объекты или же вследствие идентификации происходит превращение клитора в собственном теле. Тем не менее и то и другое означает нарциссическии выбор объекта. В первом случае любят собственные гениталии в проекции на объект, во втором случае — вследствие идентификации — собственные гениталии в собственном теле. В это время как у девочек, так и у мальчиков обнаруживаются скрытые пассивно-женские тенденции. У девочки они выражаются в том, что иногда она мастурбирует у входа во влагалище, у мальчика же еще какое-то время сексуальные ощущения возникают также и в анальной области (Freud 1923c). Часто встречаются фантазии, связанные с полостями тела, в которых рот и задний проход могут замещать вагину. Таким образом, в этот период у мальчиков и девочек сосуществуют активно- мужские и пассивно-женские установки, являющиеся признаком бисексуальных устремлений. Это означает, что при регрессии могут быть вновь катектированы латентные пассивно-женские установки мальчика, равно как и активно-мужские идентификации девочки, относящиеся к фаллическо-нарциссической ступени развития. Следствием этого может быть склонность к гомосексуальным отношениям.

В это время ребенок учится отсрочивать и отводить импульсы. Если до этого обеспечивались функции самосохранения, то теперь приобретают значение функции сохранения рода. В результате возникает новое качество человеческого общения и партнерских отношений. Из двухсторонних отношении мать—ребенок теперь образуется классический треугольник, в который в своей мужской роли вовлекается и отец. Кроме того, эти групповые отношения расширяются за счет добавления братьев и сестер. Таким образом, возникают первые социальные отношения. Это означает распространение и обогащение эмоциональных переживаний в различных аспектах. Ребенок учится обходиться с различными людьми, которые то сменяют друг друга, то сосуществуют рядом, а также с различными эмоциональными либидинозными желаниями, включая и притязания других людей.

Благодаря дальнейшему развитию Я реалистически познается различие между полами, которое учитывается в отношениях с объектами. Теперь либидо направляется на гениталии, вследствие чего ребенок впервые стремится к своим объектам с генитальными притязаниями. Как и прежде достигается аутоэротическое удовлетворение, в том числе и с помощью онанизма. Теперь, однако, занятие онанизмом сопровождается представлениями об объектах. Это означает, что онанизм, который, правда, уже практиковался и раньше, в своей психической репрезентации связан с объектом, а не является, как прежде, всего лишь способом достижения нарциссически-аутоэротического удовольствия.

Развивающиеся у ребенка сексуальные желания создают совершенно новую ситуацию. Хотя ребенок уже в догенитальном возрасте был ограничен в своих влечениях, однако то были исключительно конфликты двусторонних отношений. На достигнутой теперь ступени развития конфликты затрагивают трехсторонние отношения, которые констеллированы отцом, матерью и ребенком. Такую ситуацию называют эдиповым комплексом (Freud 1900,1901,1905а, 1908а, 1909, 1910, 1917, 1923b, 1928, 1938) (см. статьи А. Холдера и Г. Штольце).

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Последователи Фрейда
...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...