В эдиповой ситуации, то есть к тому времени, когда нарциссический выбор объекта превращается в объектную любовь, у мальчика возникает конфликт, для которого, похоже, нет решения. Он соперничает с отцом за обладание матерью, следствием чего является страх кастрации. Но если бы, чтобы избежать страха кастрации, он отказался от матери как объекта, ему бы пришлось направить свои либидинозные потребности ни отца. Следствием этого стала бы гомосексуальная ориентация с логически вытекающей необходимостью быть похожим на мать. Тем самым мальчик оказался бы в женской позиции. Он отказался бы от своих мужских инстинктивных притязаний и создал ситуацию, равнозначную кастрации, которой он опасался. Таким образом, с одной стороны, возникает страх кастрации, с другой — состояние, аналогичное кастрации. В любом случае гениталиям угрожает опасность, а потому обе возможности поведения неприемлемы. Если вспомнить вдобавок, что к этому времени гениталии идентифицированы с Я, для ребенка складывается угрожающая ситуация. Либидинозное удовлетворение, следовательно, оказывается невозможным. В результате возникает застой либидо с потерей психической устойчивости (Freud 1915b). Поскольку либидо обладает способностью отстраняться от состояния, которое не может принести удовольствия, происходит регрессия либидо к догенитальным возможностям удовлетворения, в данном случае вплоть до оральной стадии организации (Freud 1923a; Nunberg 1971). Здесь имеется в распоряжении механизм идентификации, который, будучи амбивалентным, пригоден для того, чтобы одновременно удовлетворить как чувства любви, так и чувства ненависти к отцу. Если мальчик идентифицируется с отцом, он отказывается от отца как объекта своих гомосексуальных желаний и удовлетворяет свои враждебные к объекту побуждения. С другой стороны, посредством идентификации он получает возможность удовлетворить свои либидинозные желания. Он помещает отца с его ограничивающими влечения чертами и направленными на него чувствами в свое Я. Таким образом благодаря идентификации возникает ядро Сверх-Я (см. статью Д. Айке). Тем самым Сверх-Я представляет собой, в сущности, образ отца, внедренный в Я мальчика. Этот образ означает здесь не только реальный характер отца, но и все чувства, возникающие у мальчика по отношению к отцу. Они коренятся не только в поведении отца в эдиповой ситуации, но и проистекают также из конституциональных факторов, таких например, как сила влечения мальчика. Вместе с тем, из-за нарушений процесса нормального развития они носят на себе также отпечаток чувств, возникших в догенитальный период. Если, например, не произошло достаточного смешения влечений, отец, сам по себе адекватный в своем поведении, наделяется ребенком мощными садистскими импульсами, которые теперь тоже шпроецируются и из Сверх-Я оказывают влияние на Я. Так, например, Сверх-Я может иметь важные черты собственного Оно мальчика. Деструктивные импульсы, помещенные теперь в Сверх-Я, противодействуют, например, сексуальным побуждениям и заботятся о соблюдении запрета на инцест со стороны отца. Благодаря запрету инцеста мальчик отказывается от сексуальных желаний по отношению к матери и, десексуали-зированные, они возвращаются к нему в виде нежности. Поскольку эти чувства проистекают из догенитального удовлетворения, они не опасны и не связаны с генитальными ощущениями. Гениталии оказались спасены благодаря идентификации с отцом, однако в действительности они прежде всего утратили свою функцию. Таким образом, эдипов комплекс у мальчика исчезает вследствие комплекса кастрации.

У девочек ситуация выглядит иначе. Сначала возникает комплекс кастрации и лишь затем эдипов комплекс. Это означает, что девочка в фаллическо-нарциссичес-кой фазе прежде всего должна воспринять отсутствие пениса. Комплекс кастрации у девочки, характерной чертой которого является зависть к пенису (S. Freud 1905a; А. Freud 1964,1968; Lampl-de Groot 1927,1956-1957; Deutsch 1925,1930; Fenichel 1967, 1973; Nunberg 1971), вначале пробуждает у нее те же фантазии, которые проявляются в страхе кастрации у мальчика. Определяющим для этого возраста является то, что девочка надеется, что пенис у нее еще вырастет. Но реальность не оправдывает эти детские ожидания. В результате возникает чувство неполноценности, поскольку девочка не может отказаться от желания иметь пенис. Особенно сильным это чувство неполноценности становится в том случае, если девочке уже пришлось испытать тяжелые разочарования в своих отношениях с матерью, вызвавшие у нее чувство, что она «укорочена». Если девочка восстает против того, что у нее нет пениса, у нее возникает мужской комплекс. Девочка усваивает типично мужские черты и позднее как женщина не может испытать полного сексуального удовлетворения. Большое значение для возникновения и проявления невротических симптомов имеют эдиповы фантазии. В этих фантазиях, однако, представление о кастрации может быть заменено его догенитальными предшественниками. Так, представление о кастрации часто находит свое выражение в анальных и оральных фантазиях, связанных с отказом от пищи, отвыканием от материнской груди, дефекацией (о потере, похищении) или же родами. С другой стороны, может быть так, что за фантазиями о кастрации скрывается их догенитальная репрезентация, причем они могут сопровождаться не столько страхом, сколько стоящими за ними вытесненными догенитальными нарушениями, которые находит свое выражение благодаря процессу смещения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...