Итак, возникает фантазия, что пенис еще может вырасти. И, если теперь девочка узнает реальность, то мастурбация клитора означает во многом обиду и чувство неполноценности. Отказ же от мастурбации приводит у девочки к застою либидо. Еще в своей лекции «Женственность» (1933) Фрейд показал, что вначале девочка узнает, что она лишена пениса, а затем, что его лишена и мать. Из-за этого она отворачивается от матери, поскольку ее любовь предназначалась фаллической матери (см. статью Н. Шайнесс). В фантазиях девочки этого возраста на мать возлагается вина за то, что она родила девочку без пениса. Тем самым в отношении к матери как первичному объекту любви возникает напряжение. По этой причине у девочки может пропасть желание быть любимой матерью, как бывают любимы мальчики за свой пенис. Чтобы избежать застоя либидо, по мнению Нунберга (Nunberg 1971), у девочки также происходит регрессия либидо. Однако, в отличие от мальчика, регрессия достигает не оральной, а анальной стадии организации либидо, в результате чего вновь происходит катексис слизистой оболочки и содержимого кишечника. Напомним, что на стадии анальной организации либидо у мальчиков и девочек фекалии служили подарком матери. Теперь же все происходит так, что у девочки фекалии символизируют ребенка, которого она хочет подарить отцу. Так из отношения к первичному объекту любви через комплекс кастрации (зависть к пенису) у девочки возникают отношения эдипова треугольника. Согласно Фрейду (1905а), в ходе этого процесса возбудимость клитора снижается и, хотя она не утрачивается полностью, после кратковременного катексиса слизистой оболочки кишечника доминирующей эрогенной зоной становится все же слизистая оболочка входа во влагалище. Девочка направляет свои генитальные желания на отца, а отношение к «сопернице»-матери становится амбивалентным. В лекции «Женский характер» Фрейд отстаивает точку зрения, что девочка, пребывает «в нем (эдиповом комплексе) неопределенно долгое время» и «устраняет его лишь позднее, да и то не полностью» (XV, 138). Чтобы избежать конфликта амбивалентности, по мнению Нунберга, в регрессии совершается следующий шаг и она достигает оральной ступени организации либидо. При этом девочка идентифицируется с матерью, подобно тому, как мальчик с отцом. Идентифицируясь, девочка отказывается от своих сексуальных желаний по отношению к отцу и замещает их нежными чувствами. Посредством идентификации девочка обучается своей женской роли так же, как мальчик — мужской. Таким образом, у девочки комплекс кастрации исчезает вследствие эдипова комплекса. Как мы видим, путь девочки к половой идентичности является более сложным, поскольку либидо приходится совершить два регрессивных шага. Затем происходит смена эрогенных зон от клитора через слизистую кишечника к слизистой влагалища. Если у мальчика первичный и вторичный объекты любви совпадают, то девочка в своем развитии должна заменить первичный объект любви («мать») вторичным («отцом»). В отличие от Фрейда, Мелани Кляйн, Хелен Дойч и другие объясняли сексуальное развитие девочки исходя из первичного катексиса ее собственных гениталий. Они также признают существование «зависти к пенису», но не как первичный, а лишь как дополнительный аспект развития.

В этой фазе происходят коренные изменения в сфере инстинктивной жизни и в отношении к объектам. Если на догенитальных ступенях развития либидо, а также в так называемый фаллическо-нарциссический период объектные отношения были ориентированы преимущественно нарциссически, то есть ребенок в значительной степени находился в симбиотической связи с матерью, то теперь постепенно, по мере слияния влечений происходит метаморфоза. Мы познакомились с ролью садизма и либидинозных отношений на оральной и ранней анальной ступени развития. В начале фаллической фазы по-прежнему существует амбивалентность. В фаллическом и раннем генитальном периоде прежнее состояние, характеризовавшееся тем, что объект был любим лишь постольку, поскольку служил удовлетворению потребностей субъекта, или, выражаясь иначе, шел навстречу нар-циссическим амбициям, исчезает. Объект как самостоятельное существо и личность все более освобождается от нарциссического катексиса, то есть теряет характер инстанции удовлетворения потребностей и становится партнером. Это означает, что объект может быть признан таковым, как он есть, с его индивидуальными особенностями. Это означает также, что к объекту стремятся как таковому и ради него самого. Балинт называет это отношение к объекту активной любовью. Как и прежде, естественно, имеются либидинозные устремления, которые ищут и находят свое удовлетворение в объекте. Но если раньше преобладало состояние, которое Абрахам называл «парциальной любовью», когда парциальные влечения вызывали парциальные стремления к объекту, то теперь все более возникает состояние, в котором либидо направляется на объект в целом. Исходящая из парциальных влечений либидинозная энергия подпадает под примат генитальности и таким образом оказывается в распоряжении объектной любви. Теперь начинается вторая фаза сексуального развития человека, которая из-за того, что ребенок еще не является половозрелым в биологическом отношении, прерывается латентным периодом. Она завершается формированием объектных отношений, присущих зрелым сексуальным отношениям взрослых, которые включают в себя не только гениталь-ность, но и все основные телесные и психические свойства. По мере того как происходит эта трансформация в объектные отношения, амбивалентность постепенно исчезает. Как мы помним, уже в поздней анальной фазе конфликт между дружественными и враждебными объекту побуждениями стал менее сильным. Либидинозные и агрессивные побуждения в значительной степени смешались друг с другом и стало сложно отделить либидинозную часть от деструктивной. Теперь этот процесс смешения влечений продолжается далее. В конечном счете из обоих противоположных влечений — либидо и агрессии — образуются любовь и ненависть. Эта трансформация означает смягчение, а также качественное изменение.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...