В конце латентного периода вследствие гормональной перестройки возникают нарушения прежнего равновесия. Давление влечений, возрастающее вследствие увеличения гормонального уровня, нарушает равновесие между Я и Оно. Я, ориентированное прежде в значительной степени вовне, настолько теперь обременено интрапсихическими задачами, что уже не способно поддерживать прежнее состояние. Как правило, это приводит к оживлению парциальных влечений. Оральная организация либидо проявляется в патологическом обжорстве, анальная организация либидо проявляется в садистских импульсах, нечистоплотности, неряшливости и бесстыдстве. Вслед за этим, оживляя эдипову ситуацию, пробиваются гёниталь-ные побуждения. Вновь оживают эдипов комплекс и комплекс кастрации с сопутствующими им страхами и конфликтами. Юноше опять приходится преодолевать вновь проснувшийся страх кастрации, а девушке — желание быть мужчиной. Вдобавок к этому оба они, чтобы оказаться способными вступать в неинцестуоз-ные связи, то есть в связи, которые не будут иметь обусловленного бессознательными желаниями характера инцеста, должны отделиться от объектов первичной группы. В этих процессах решающую роль снова играет механизм вытеснения.

Часть энергии либидинозных и агрессивных влечений сдерживается в отношении цели и сохраняется в форме нежных чувств по отношению к родителям, тогда как остальная энергия сосредоточивается на новых, признанных Сверх-Я и желанных для Я объектах.

Вследствие отделения от семьи родительские идеалы в значительной степени утрачивают свое доминирующее влияние. В результате перед Я встает необходимость пересмотреть свои ценности, нормы и способы поведения. Этот процесс развития из-за сильной неуверенности Я поначалу сопровождается прорывами либидинозных и агрессивных влечений. Возникает фаза, в которой совершается множество идентификаций. С одной стороны, Я стремится к отводу влечений, с другой стороны, оно служит предотвращению страха, возникающего из-за натиска инстинктивных побуждений. Согласно Анне Фрейд (А. Freud 1964), страх перед силой влечения становится полем битвы между Я и Оно. Я задействует все защитные механизмы, чтобы не уступить давлению влечений. Если в этой борьбе между Я и Оно поражение терпит Оно, то Я постоянно нуждается в очень больших количествах энергии для защиты от влечений, что наносит значительный урон ориентации во внешнем мире и развитию. Если же поражение терпит Я, то возникает состояние, следствием которого является безудержное удовлетворение влечений со склонностью к бродяжничеству и наркомании (см. статью Э. Люрссена в т. II).

И все же, как правило, в конце этой фазы молодой человек выходит из этой борьбы с несколько смягченным Сверх-Я и умеренным Я-идеалом. Он располагает энергией как для дальнейшего развития Я, так и для создания и сохранения зрелых объектных отношений.

Смотрите также

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...