Поздние воззрения Фрейда на эрос можно интерпретировать также как выражение смещения интереса от инфантильной сексуальности к зрелой психосексуальности взрослого. Она характеризуется значительным преодолением инфантильной сексуальности, важнейшим результатом которого можно считать появление способности к длительной привязанности к сексуальному объекту, избираемому после пубертатного возраста. Тем самым, однако, преодоление инфантильной сексуальности, по мнению Фрейда, теснейшим образом связано с отстранением от инцестуозных объектов любви. Только сдерживание либидинозных устремлений, направленных на первичные объекты любви, делает возможным вступление в успешные постпубертатные объектные отношения. Отстранение же от инцестуозных объектов любви представляет собой ключевую проблему постулированного Фрейдом эдипова комплекса (см. статью А. Холдера). Удастся ли такое отстранение или — как в случае невроза — не удастся, становится ясным только в пубертате; сама по себе эдипова ситуация пока еще ни о чем не говорит.

Если рассматривать развитие инфантильной сексуальности до психосексуальной зрелости с точки зрения выбора объекта, то предполагаемую Фрейдом двух-фазность сексуального развития можно представить следующим образом:

— первый выбор объекта (=инцестуозных объектов любви);

— «утрата объекта» (=отказ от инцестуозных объектов любви, трансформация связанных с ним либидинозных объектных катексисов, то есть преодоление эдипова комплекса);

— второй выбор объекта (= постпубертатный выбор объекта, который отчасти можно понимать как «нахождение заново» или воспроизведение инфантильного выбора объекта).

Хотя эта схема усложняется рядом факторов, о которых мы еще будем говорить ниже, она позволяет понять основные идеи Фрейда относительно проблемы выбора объекта.

Согласно Фрейду, отправной точкой любого последующего выбора объекта у лиц обоего пола являются отношения между матерью и ребенком. При этом под словом «мать» следует понимать не просто биологическую мать, а того человека, который удовлетворяет примитивные анималистические потребности ребенка, то есть в утолении голода, уходе за телом и эмоциональных контактах. Особое значение в этих ранних «объектных отношениях», — которые, по мнению Фрейда, не отвечают фактическим объектным отношениям, поскольку разделение на субъект и объект здесь пока еще невозможно, — придается константности объекта. Под этим следует понимать, что в течение первых лет жизни имеет место длительное и ненарушенное отношение ребенка к одному и тому же объекту любви, то есть к «матери». В этой фазе ребенок перенимает материнский «базальный интроект» (Lincke 1971), который одновременно представляет собой глубинную основу последующей идентичности его Я. Но, если отношение к матери не будет меняться сообразно возрасту, если оно сохранится в симбиотической форме, то в дальнейшем это лишит ребенка самостоятельности и автономии или отрицательно на них скажется.

Если Фрейд (1905а) утверждает, что отправной точкой психосексуального развития является аутоэротизм, то, с другой стороны, для отношений между матерью и младенцем, имеющих вполне сексуальную окраску, он употребляет образ, который, похоже, прямо противоречит гипотезе об изначальном аутоэротизме (Spitz 1965). «Любовь матери к младенцу, которого она кормит и о котором заботится, представляет собой нечто гораздо более глубокое, чем ее последующий интерес к растущему ребенку. Природа этой любви — в полностью удовлетворительных любовных отношениях, отвечающим не только всем душевным желаниям, но и всем телесным потребностям, и, если она представляет собой одну из форм достижимого для человека счастья, то это не в последнюю очередь объясняется возможностью удовлетворять, не встречая упреков, давно вытесненные желания-побуждения, которые следовало бы назвать первертированными. В самом счастливом недавнем браке отец ощущает, что ребенок, особенно маленький сын, становится его соперником, и отсюда берет начало коренящееся глубоко в бессознательном соперничество с тем, кто оказался предпочтен» (VIII, 187—188). То есть Фрейд говорит здесь о возникновении эдипова комплекса с позиции отца. Вместе с тем он относит его ко времени, когда до собственно эдиповой фазы еще далеко. Этот временной порядок соответствует и событиям в античном мифе об Эдипе. Постулированная Фрейдом враждебность и ревность отца по отношению к ребенку (сыну) провоцирует, соответственно, в дальнейшем враждебные импульсы ребенка по отношению к отцу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...