Мысль о сдерживании гомосексуальных импульсов соответствует общим рассуждениям Фрейда по поводу чувственного потока, направленного на инцестуоз-ные объекты любви. Этот чувственный поток также сдерживается и тем самым в обычном случае создается препятствие для его непосредственного выражения: «Относящиеся к эдипову комплексу либидинозные устремления частично десексуализируются и сублимируются . частично сдерживаются и превращаются в нежные побуждения» (XIII, 399). Сдерживание сексуальных устремлений, направленных на инцестуозные объекты любви, представляет собой, по мнению Фрейда, основу для будущей любви. «Одухотворение чувственности называется любовью .»

(Nietzsche 1889) .

Мысль о сдерживании нереализуемых инстинктивных желаний является, наконец, основополагающей во фрейдовской теории сублимации, согласно которой, обращенная на первоначальную цель либидинозная энергия может быть перенесена на другие, допустимые культурой цели. Фрейд предполагает, что именно сдерживание влечения или компонента влечения ведет к длительной связи, и наоборот, если влечение может быть удовлетворено непосредственно, интерес к объекту рано или поздно пропадает.

Из проведенного выше обсуждения факторов, влияющих на выбор объекта, становится ясно, что ранние отношения между матерью и ребенком, хотя и имеют решающее значение, тем не менее не могут быть единственным определяющим условием. Все наиболее важные объектные отношения раннего детства детерминируют до известной степени объектные отношения взрослого человека. «Уже в первые шесть лет детства у ребенка складывается тип и аффективный тон его отношений к лицам своего или противоположного пола. С этого момента он может развивать их и изменять в определенных направлениях, но упразднить уже не в силах. Лица, на которых он таким образом фиксируется, — это его родители, братья и сестры. Все, с кем он позднее знакомится, становятся замещающими персонами (курсив Б. Н.) этих первых объектов чувства» (X, 206). Это, однако, одновременно означает, что следует предполагать в известной мере бессознательную «фиксацию» либидо на первоначальных объектах любви у всех людей, а не только у взрослых невротиков. Кроме того, в этом воззрении проявляется то большое значение, которое Фрейд придает раннему детству для будущей судьбы взрослого.

Таким образом, в период между ранними отношениями к матери и эдиповой ситуацией в значительной степени подготавливаются и закладываются последующие объектные отношения. В эдиповом комплексе «достигает кульминации инфантильная сексуальность, которая своим последействием оказывает решающее влияние на сексуальность взрослого человека. Перед каждым новорожденным встает задача преодолеть эдипов комплекс; кто с ней не справится, обречен на невроз» (V, 127, прим. 2). Это означает, что Фрейд понимает невроз как неполное или вообще несостоявшееся отделение от инцестуозных объектов любви. Сам же эдипов комплекс коренится в отношении к матери, поскольку к «выбору матери как объекта любви присоединяется . все то, чему придается столь большое значение под названием "эдипов комплекс"» (XI, 341).

Фрейдовский образ отношений между матерью и ребенком имеет, разумеется, весьма «романтическую» окраску. Также и его теория «счастливой любви», праобразом коей служит отношение к матери, напоминает романтические представления о воссоздании счастливого, но давно утраченного состояния. Недостаток адекватных аффективных, эмоциональных и социальных отношений в детстве —• причем здесь играет роль не только отношение к матери — может пагубно сказаться впоследствии на сексуальном поведении взрослого, которое нельзя вырывать из аффективно-эмоционального контекста (Spitz 1965; Bowlby 1951). Следует признать, «что всякое нарушение этих сложившихся в детстве отношений выражается в тяжелейших последствиях для сексуальной жизни после наступления зрелости .» (V, 130).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Последователи Фрейда
...

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...