Инфантильная сексуальность, как ее изображает Фрейд в «Трех очерках по теории сексуальности» (1905а), отличается крайне «аналитической» интерпретацией. Согласно Фрейду, инфантильная сексуальность не является обособленным и единым феноменом, скорее она распадается на многочисленные компоненты, «парциальные влечения», связана с различными «эрогенными зонами» и проходит в своем развитии несколько общих для всех людей «фаз» (см. статью Й. Шторка).

«Три очерка по теории сексуальности» состоят из разделов о «сексуальных отклонениях» (перверсиях), «инфантильной сексуальности» и «преобразованиях пубертатного возраста», которые претерпевает сексуальность в период полового созревания. Из аргументации Фрейда, однако, становится ясно, что центральная проблема в «Очерках» — инфантильная сексуальность. В сексуальных отклонениях, по мнению Фрейда, выражается прежде всего психический инфантилизм, тогда как преобразования в пубертате подготавливаются и детерминируются судьбой инфантильной сексуальности.

Сексуальные девиации Фрейд подразделяет по объекту и цели — классификация, которую он заимствовал у Краффт-Эбинга (Krafft-Ebing 1886). Отклонения в отношении объекта Фрейд усматривает в гомосексуальности и в выборе детей и животных в качестве сексуальных объектов. То, что Фрейд причисляет к отклонениям в отношении сексуальной цели, в частности, куннилингус, фелляцию и фетишизм, понимаемые им как сексуальные аберрации, показывает, насколько сильно, несмотря на все свои просветительские намерения, Фрейд был скован моральными представлениями своей эпохи.

Тем не менее Фрейд не видит резких границ между девиациями и нормальной сексуальностью. В период инфантильной сексуальности их нельзя еще полностью отделить друг от друга. Ребенок предрасположен к «полиморфной перверсии», его сексуальность не отмечена знаком функции размножения. Более того, отказ от размножения как собственно цели сексуального поведения человека, имеющий место в случае перверсий, представляет собой общий по содержанию признак, присущий инфантильной сексуальности, с одной стороны, и девиантному сексуальному поведению — с другой. Однако, как замечает Фрейд, перверсии обычно характеризуются диктатом парциального влечения, которое завладевает всем поведением индивида и его направляет. У ребенка же подобной организации нет, а потому сравнение перверсии с инфантильной сексуальностью правомерно лишь до определенной степени.

Только благодаря воспитанию у ребенка образуются «душевные плотины» — так Фрейд называет здесь мораль, стыд и отвращение, — которые, однако, имеют не только сдерживающее значение. Скорее они способствуют тому, чтобы подготовить зрелую, гетеросексуально ориентированную и направленную на размножение психосексуальность взрослого человека. Взрослый также, как правило, обладает организованной и центрированной формой сексуальности, которая характеризуется приматом гениталий. Такая организация достигается благодаря отказу от ряда первоначальных целей влечений и поддерживается моралью, стыдом и отвращением. Однако в состоянии влюбленности эти культурно обусловленные препятствия вновь преодолеваются; мораль, стыд и отвращение снова ограничиваются вследствие «либидинозной переоценке сексуального объекта». Очевидно, что эти душевные барьеры прежде всего имеют функцию десексуализации социальных отношений между людьми, но при установлении объектных отношений они могут быть частично вновь устранены.

Для сексуальности невротика, по Фрейду, характерны прежде всего три признака: продолжение существования децентрированной, инфантильной сексуальности; с этим связано преобладание первертированных, пусть даже бессознательных или пережитых только в фантазии инстинктивных импульсов; и, наконец, наличие сильнейшего вытеснения инстинктивных импульсов, делающее прежде всего невозможным реализацию соответствующих желаний и способное привести к невротической защите, к невротическому конфликту и в конечном итоге к расщеплению психики. Влечения и компоненты влечений, которые расщепляются подобным образом, не могут быть включены в управляемые со стороны Я интегрированные взаимосвязи, а потому их развитие сдерживается. Следовательно, чем обширнее вытеснение, тем больше должна быть область, остающаяся инфантильной.

Процесс вытеснения осуществляется на разных фазах психосексуального развития, через которые проходит каждый человек и преодоление которых требует от него отказа от части инстинктов и должно привести к достижению намеченной воспитанием «культурной способности». Тем не менее вытеснение не является адекватным психическим механизмом, ведущим к зрелости; этот механизм скорее не позволяет должным образом контролировать влечения. Подлежащие вытеснению влечения и компоненты влечений остаются несоциализированными, архаичными и сохраняются в системе бессознательного в первоначальном виде.

В разных фазах психосексуального развития на переднем плане сексуальных интересов ребенка находится соответствующая эрогенная зона и начинает преобладать с нею связанное парциальное влечение. Кроме того, в отдельных фазах начинают образовываться основные полярности, характерные для последующей сексуальной жизни взрослого человека. В оральной фазе, которая еще целиком определяется отношениями между матерью и ребенком, закладываются фундаментальные основы будущей организации Я. Тем самым эта фаза находится под знаком полярности субъекта и объекта, то есть в ней можно произвести первую дифференциацию с точки зрения этой полярности. В анально-садистской фазе на первом плане стоит полярность «активный—пассивный», в фаллической фазе, по мнению Фрейда, на передний план выдвигается противопоставление «мужской—кастрированный». И только по достижении пубертатного возраста окончательно образуется полярность «мужской—женский», или, как сказали бы сегодня, психосексуальная идентичность находит свое окончательное выражение (ср. по этому поводу: Freud 1923c).

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Последователи Фрейда
...