Изложенная в «Трех очерках по теории сексуальности» (1905а) точка зрения на инфантильную сексуальность, как мы можем в заключение констатировать, является в значительной степени аналитической. С другой стороны, благодаря такому подходу Фрейд сумел показать связь между явлениями, рассматривавшимися дотоле прежде всего как резкие, несвязанные между собой противоположности. Так,

Фрейд объяснил:

— сексуальность взрослого человека исходя из инфантильной сексуальности, которую в XIX веке пока еще в значительной степени отрицали или толковали как явление дегенерации;

— гомосексуальность и гетеросексуальность как формы проявления изначальной бисексуальности;

— перверсии и неврозы как связанные между собой через задержку развития инфантильной сексуальности;

— «аномальное» и «нормальное» сексуальное поведение как в основе своей неотделимые друг от друга.

Фрейд отнюдь не был первым, кто вплотную занялся проблемами сексуальности. Его работа по теории сексуальности появилась среди множества трудов, которые примерно с 1880 года стали публиковаться все чаще. Научный интерес к теме сексуальности являлся одним из веяний времени. Очевидно, что работы, касающиеся этой темы, были настолько известны, что Фрейд упоминает в «Очерках» соответствующих авторов лишь вскользь — Краффта-Эбинга, Молля, Мёбиуса, Эллиса, Шренка-Ноцинга, Лёвенфельда, Эйлесбурга, Блоха и Хиршфельда — и добавляет: «Поскольку у них приведена и прочая литература по теме, я могу воздержаться от подробных ссылок» (V, 33, прим. 1). Таким образом, Фрейда ни в коем случае нельзя представлять себе как первого или даже единственного автора, который научно занимался проблемой сексуальности и сексуальным просвещением (ср.: Ellenberger 1970). Например, в том же году, что и его «Три очерка по теории сексуальности» (1905), появился еще один привлекший внимание труд — «Половой вопрос» Аугуста Фореля, директора цюрихской лечебницы Бургхёльцли, предшественника на этом посту Эугена Блейлера.

В XVIII веке в научной литературе, посвященной проблеме сексуальности, особо важное место занимал вопрос о мастурбации. Усилия были направлены на то, чтобы все телесные и душевные недуги свести к мастурбации (Bekker 1710; Tissot 1764). В XIX веке в центре научных интересов стояла прежде всего проблема перверсий (например: Каап 1844; Могеаи 1880), и не раз утверждалось, что перверсии следует понимать как следствие вырождения. В конце XIX — начале XX века все больше усилий прилагалось, чтобы обсуждать проблему сексуальности в менее идеологизированном контексте. При этом, как. и у Фрейда, предметом критики все больше становилась буржуазная мораль, тогда как прежде она часто имплицитно являлась составной частью «научных» теорий. В 1889 году Магнус Хирш-фельд основал первый специальный журнал по изучению сексуальности под названием «Jahrbuch für sexuelle Zwischenstufren», а в 1906 году Иван Блох ввел немецкоязычный термин «Sexualwissenschaft», то есть «наука о сексуальности», «сексология» (по Wettley, Leibbrand 1959). Молль (Moll 1898) опубликовал «Исследования сексуального либидо» — работу, из которой, по собственному признанию Фрейда, он и заимствовал термин «либидо». Теория бисексуальности человека популяризировалась Вейнингером (Weininger 1903) еще до появления «Трех очерков» Фрейда. Таким образом, создавая «Три очерка по теории сексуальности», Фрейд мог располагать обширным материалом, который был накоплен независимо от психоаналитических исследований.

Важнейшим вкладом Фрейда в современную ему теорию сексуальности следует признать, пожалуй, его представления об инфантильной сексуальности и ее определяющей роли в развитии зрелой психосексуальности взрослого человека. Фрейд связал значение инфантильной сексуальности в рамках постоянно развивающейся психоаналитической теории с гипотезой о детстве, которая выходит далеко за пределы более узкой сферы проблем сексуальности. В качестве характерной особенности «детства» выступает большая впечатлительность и уязвимость, присущие ребенку. Так, засевшие в бессознательном инфантильные переживания и впечатления могут на протяжении десятилетий детерминировать поведение, причем сам индивид порой и не подозревает об этой базисной мотивации. Согласно Фрейду, соответствующие переживания не обязательно оказывают непосредственное воздействие, оно может проявиться только после латентного периода.

К гипотезе о латентной фазе, которую выдвинул Фрейд, рассматривая развитие человеческой сексуальности, он возвращается и в своем общем учении о неврозах. В работе «Человек Моисей и монотеистическая религия» (1937—1939), последнем большом сочинении, увидевшем свет при жизни Фрейда, он еще раз резюмирует, что «генез невроза всегда и везде (курсив Б. Н.) восходит к очень ранним впечатлениям детства» (XVI, 177). И он предлагает для развития невроза следующую общую схему: «Ранняя травма — защита — латентный период — проявление невротического заболевания — частичное возвращение вытесненного» (XVI, 185). Это, однако, представляет собой в сущности схему, по которой, согласно гипотезе Фрейда, происходит и развитие человеческой сексуальности: инфантильная сексуальность — защита от архаических и примитивных инстинктивных импульсов — латентный период — пубертат (=новый «всплеск» сексуальности) — частичное возвращение инфантильной сексуальности (например в связи с выбором объекта).

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...