Фрейдовскую концепцию сексуальности сравнительно легко очертить в негативном аспекте: она не опирается исключительно на те факторы, которые связаны с различием полов, генитальностью и продолжением рода. И наоборот, дать ей позитивное определение сложнее.

Фрейдовская концепция сексуальности связана с гипотезой о специфической психической энергии — либидо — и с концепций «бессознательного». В постулат о бессознательном входят инфантильные, архаические, доисторические и анималистические определения. Сфера Оно, репрезентирующая страсти и аффекты человека, представляет собой ту область психической личности, которая коренным образом детерминирует сексуальность человека.

Сексуальность, по Фрейду, участвует во всех душевных побуждениях. Она содействует формированию личности и развитию характера. Она задействована во всех социальных отношениях, даже если эти отношения не носят эксплицитно сексуального характера.

Таким образом, значение взглядов Фрейда на сексуальную жизнь человека для психоаналитической теории едва ли можно переоценить. Без фрейдовского определения сексуальности понять важнейшие психоаналитические концепции невозможно.

При этом в трудах Фрейда сексуальность лишь в относительно малой степени определяется через эксплицитное сексуальное поведение. Фрейдовское понятие сексуальности можно по достоинству оценить, сравнив его с теми взглядами на проблемы пола, которые типичны для добуржуазного общества. Согласно этим взглядам, сексуальность человека характеризуется прежде всего отношением к трансцендентному; она коренится в области, которая менее доступна рациуму, но в значительной мере раскрывается в религиозном культе.

Значение, придаваемое Фрейдом сексуальности, заметно теряется в глубинной психологии, разработанной после Фрейда. Так, например, сам Фрейд объяснял отход Юнга от его учения тем, что Юнг не был готов признать сексуальную основу эдипова комплекса и тем самым значение инцестуозного выбора объекта. Юнг признавал сексуальное значение семейного комплекса скорее лишь в переносном, символическом смысле (Freud 1914a). Тем самым Юнг оградил этические и религиозные отправления человека от оскорбительных упреков в том, что они идут от «наипошлейших» инстинктов человека. По этому поводу Фрейд замечает: «В действительности в симфонии мирового события были услышаны несколько культурных обертонов и не была услышана исполинская мелодия влечений» (X, 108).

Общим для неоаналитических школ (см. статьи В. Цандера и Э. Цандер, а также Г. Хржановски в т. III) является ограничение значения сексуальности — прежде всего в отношении этиологии неврозов — и вместе с тем также в значительной мере отказ от гипотезы Фрейда о бессознательном, перенимая позицию по этому последнему пункту у Юнга. Но и в развитии самого психоанализа также произошел во многом отход от психологии бессознательного в сторону психологии Я (см. статьи Г. Яппе в этом томе и Г. Ф. Вальдхорна в т. III). Но если рассматривать бессознательное и сексуальность с точки зрения Я, то — как уже отмечал Фрейд, критикуя положения Адлера (Freud 1914a), — в отношении выдвинутых теорий с легкостью можно оказаться в опасности подвергнуть их «вторичной переработке», аналогичной той, что происходит при образовании сновидений.

Наиболее важный вклад в психоаналитическое исследование сексуальности наряду с Фрейдом внес его ученик В. Райх (см. статью В. Бюнтига в т. III). Райх попытался создать собственную теорию оргазма, показал значение сексуальности в развитии характера и соотнес свои сексуально-политические представления с теорией исторического материализма. Прежде чем он в конечном счете чуть ли не мистическим образом связал в теории оргона сексуальность с пронизывающей космос энергией жизни, Райх в своих рассуждениях исходил целиком из практики. Он обсуждал вопросы сексуальности не только с психологической точки зрения, как это в основном делал Фрейд, но и указал, что такие факторы, как жилищные проблемы, аборты, неудовлетворительное социальное обеспечение, отсутствие противозачаточных средств, проституция и т.д. играют решающую роль в возникновении «сексуальной убогости». Райх некоторое время принадлежал к движению сексуальных реформ, которое в двадцатые годы нашего столетия окончательно получило признание. Наиболее значительным выражением этих реформаторских устремлений можно считать созданную по инициативе Магнуса Хиршфельда «Всемирную лигу сексуальных реформ», которая с 1920 по 1930 годы провела конгрессы в Копенгагене, Лондоне и Вене.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...