Фрейд, напротив, держался в стороне от дискуссии по практическим вопросам проблемы сексуальности, если не считать его призыва к просвещению детей или, пожалуй, общей критики буржуазной половой морали, которую он направлял прежде всего против воздержания, навязываемого подросткам и холостякам. Фрейд не обращал также внимания на существовавшее еще с XIX века движение за права женщин (ср.: Merfeld 1972), которое ратовало за равноправие женщины, в особенности в сексуальной сфере, и увязывало эти темы — в своем социалистически ориентированном крыле — с экономическим угнетением женщины. Таким образом, подход Фрейда к проблеме сексуальности следует понимать, по сути, как чисто психологический.

Если Фрейд разоблачал разделение чувственного и нежного, разграничение эксплицитной сексуальности и «любви» как характерное проявление культурного развития, то Райк, например, считал это разделение прямо-таки антропологическим фактом: «Различия между любовью и сексуальностью столь принципиальны, что утверждение психоаналитиков, будто бы оба они имеют один и тот же источник и один и тот же характер, является весьма неправдоподобным. Эти различия увидеть проще всего, если сопоставить оба эти явления в их чистой форме. Несколько примеров: любовь — это эмоциональное, сильное желание, творение личной фантазии. В сексуальности налицо инстинктивное стремление освободиться от телесного напряжения; в любви налицо потребность освободиться от собственной недостаточности. В первом случае человек ищет телесного освобождения, во втором — стремится к счастью. В первом случае речь идет о выборе тела, во втором — о выборе личности» (Reik 1950, 24) .

Фрейд же в своих трудах старался объяснить это внешнее несовпадение сексуальности и любви с помощью комплексной теоретической модели и — если интерпретировать Фрейда экстенсивно — развенчать его как выражение репрессивной сексуальной морали и лежащей в ее основе культурной реальности. В приведенной цитате Райка сексуальность, напротив, рассматривается исключительно с соматической точки зрения, тогда как любовь неизбежно одухотворяется и романтизируется, как раз, пожалуй, именно из-за такой односторонней соматической ориентации.

Взгляды Райка на сексуальность напоминают «психогидравлическую модель», . согласно которой инстинктивные импульсы должны быть отведены, ибо в противном случае они ведут к возрастанию напряжения. Эта модель была также характерна для ранних фрейдовских теорий и начальной стадии разработки психоаналитических концептов. Однако одним из больших достижений Фрейда является то, что он попытался заменить эту модель более сложными и связать эксплицитную сексуальность с прочими аффективно-эмоциональными явлениями. Понятием психосексуальность Фрейд попытался устранить отрыв сексуальности от любви.

Нельзя утверждать, что такое понимание сексуальности утвердилось в соответствующей научной литературе. С одной стороны, взгляды Фрейда — и это, пожалуй, связано с самим предметом исследования — слишком мало «научны», то есть отчасти они не поддаются строгой методической проверке. С другой стороны, сама «реальность», общественное развитие, противоречит ряду отстаиваемых Фрейдом воззрений. В ходе сексуального «освобождения», начавшегося в конце XIX века, произошло в значительной мере обособление сексуальности, что гораздо больше соответствует концепции сексуальности Райка, нежели фрейдовской.

Согласно Маркузе (Marcuse 1957), в западном индустриальном обществе намечаются следующие тенденции (ср. также: Schelsky 1955):

— сексуальность в значительной степени синхронизировалась с «принуждением к результату»; здесь следует упомянуть, например, об «обязательности» оргазма;

— сексуальность стала потребительским товаром, общедоступным средством;

— произошел отказ от сублимации «неспособных окультуриться» влечений и компонентов влечений, из-за чего соответствующие инстинктивные побуждения были всего лишь функционализированы, но не восстановлены в своих первоначальных правах;

— сексуальность и далее остается оторванной от своего архаического базиса, а присущая ей трансцендентность подавленной;

— и наконец, исходя из сомнительного идеала гигиены и здоровья, сексуальность понимается как форма не требующего большого труда релаксационного упражнения.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...