Нагера (Nagera 1964) отделил — в полном в соответствии с классификацией Абрахама — аутоэротическую фазу от аутоэротических действий в фазе первичного нарциссизма. В аутоэротическои фазе связь с биологической сферой пока еще гораздо теснее, чем в фазе первичного нарциссизма, в которой пробуждается самосознание. В этой фазе аутоэротизм проявляется разве что в виде напряжения и разрядки. И только в третьей фазе становятся возможными действительные объектные отношения. Здесь роль аутоэротическои активности вновь меняется. Новый уровень характеризуется появлением относящейся к объектам жизни в фантазии, которая присоединяется теперь к аутоэротическои деятельности.

Балли (Bally 1958), критикуя Фрейда, указал на то, что там, где Фрейд говорит о возможных отношениях ребенка с окружающими, он использует для обозначения партнера выражение «чужеродный объект». Кроме того, он склонен сводить этот объект к раздражителям, а именно к раздражителям из внешнего мира. Таким образом, феномен любви и желания заранее сводится к двум принципам — «внутреннему», влечению, и «внешнему», то есть объекту, на который оно направлено. Поэтому он исходит из акта сосания, а не из отношения младенца к матери. И даже выводя его опыт из сосания материнской груди, тем не менее он избегает говорить о матери. Тем самым Фрейд редуцирует роль матери на первой фазе развития, которую он называет оральной, к доставляющей возбуждение материнской груди и пренебрегает ради ясности своего методического принципа обилием влияний, исходящим от нее уже с первого дня жизни ребенка.

Достаточно вспомнить здесь об атмосфере, которая задается аффективными установками матери и передается ребенку через кожу, мускулатуру, глаза и уши (ср. также концепцию Римана предоральной фазы [Riemann 1970] ).

Если попытаться осмыслить группу аутоэротических явлений с антропологической точки зрения, то их можно объяснить избыточностью импульса (Gehlen 1941; Scheler 1928; Seidel 1927). Согласно данной модели, именно эта избыточность импульса энергетически обусловливает бурную активность человека, а в форме сублимации его надбиологическую духовную инициативность и предприимчивость. А. Дюрссен (Dührssen 1954), связавшая друг с другом аспекты психологии развития и глубинной психологии, использовала этот термин при описании биологического созревания отдельных функций и указала на то, что спонтанная активность и избыточность импульса отнюдь не совпадают со способностью к упорядоченным скоординированным движениям и не тождественны духовной активности. Человек с прекрасной моторикой может быть пассивен в своих движениях и планах, и наоборот, эретический идиот является ярким примером того, что может существовать аморфное стремление к разрядке при полном отсутствии плодотворности. При переносе на отношения при аутоэротических действиях это означает необходимость учитывать индивидуальный спектр возможных видов игры и их интенсивности.

Кроме того, следует иметь в виду специфическое для каждый фазы развитие индивида, если рассматривать его в продольном срезе. С психоаналитической точки зрения это сделала Анна Фрейд, показавшая путь от аутоэротики к игрушке и от игры к труду: «1. Первой игрой младенца является поиск удовольствия с помощью рта, пальцев, поверхности кожи, от визуальных впечатлений и т.д. Поиск удовольствия происходит или на собственном теле (аутоэротика) или на теле матери (во время или после кормления), причем то и другое воспринимается одинаково. 2. В качестве заменителя для материнского или собственного тела подключается "переходный объект" (Winnicott 1953), обычно какой-нибудь мягкий предмет — пеленка или подушка, покрывало или плюшевый мишка, то есть первая игрушка, которая катектируется смешанным нарциссическим и объектным либидо. 3. Пристрастие смещается с "переходного объекта" как такового на всю категорию подобных игрушек, то есть обычно на игрушечных животных, которые служат символическими объектами и, катектированные либидо и агрессией, предоставляют для детской амбивалентности самые полные возможности выражения. 4. Увлечение игрушечными животными постепенно отходит на задний план и сохраняет свое значение лишь вечером в постели как вспомогательное средство для засыпания, когда "переходный объект" в силу своего двойного катексиса (нарциссичес-кого и направленного на объект) обеспечивает переход от активного интереса К внешнему миру к отходу ко сну. 5. В пятой фазе удовольствие, связанное с игрой, постепенно замещается радостью от успеха в деятельности, то есть — в терминах академической психологии — удовольствием от решения задачи, "готовностью к труду", которая считается предпосылкой готовности ребенка к школе (Ch. Bühler 1935; Danziger 1934) . В конце этого развития и в связи с ним обнаруживается множество других занятий, имеющих немалое значение для формирования личности, таких например, как мечтания, подвижные игры, спорт и хобби .» (А. Freud, нем. изд. 1968, 81-84).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...