В 1913 году Ференци выделил связанное с развитием Я чувство всемогущества: «Если мы рассмотрим характерное для стадии удовольствия чувство всемогущества в сексуальном развитии, то придется признать, что здесь продолжается "период безусловного всемогущества" вплоть до устранения аутоэротических способов удовлетворения, где Я давно уже приспособилось ко все более усложняющимся условиям реальности, преодолев стадии магических жестов и слов и почти достигнув знания о всемогуществе сил природы. Аутоэротизм и нарциссизм являются, следовательно, стадиями всемогущества эротики» (Ferenczi 1964, т. 1, 79).

В выдержке из одной истории болезни Абрахам описал аутоэротическую деятельность как упорное стремление к самоутверждению. Мужчина средних лет страдал тяжелой бессонницей. Среди аутоэротических снотворных средств пациента важную роль долгие годы играла мастурбация. За отвыкание от мастурбации пациенту пришлось заплатить периодами бессонницы. Затем от врача он получил медикаментозные снотворные средства. Когда с ним стали проводить психоаналитическое лечение, два вечера подряд пациент отказывался от снотворного. На следующий день на приеме у врача он выказал явные признаки недовольства. Во время сеанса Абрахам заметил, что пациент засунул большой палец в рот и вместо того, чтобы продолжать беседу, стал его сосать. «Его сопротивление вряд ли могло выразиться яснее. Это сопротивление, изначально направленное против родителей и других воспитателей, а теперь — вследствие переноса — на врача, означало примерно следующее: если мне запрещают глодать простыню, заниматься мастурбацией и не дают снотворного, то я вернусь к своему старому способу удовлетворения. Вот увидите, что от меня ничего не добьешься!» То, что пациент сосал палец прямо на глазах у врача, Абрахам расценил как «несомненный признак упрямства» (Abraham 1969, 101).

То, что ребенок, сося большой палец приобретает некоторую независимость от матери, Фрейд отмечал в 1931 году, когда он занимался развитием функций Я в связи с механизмом идентификации. Сосание пальца следует отчасти рассматривать как активное повторение пассивного переживания. Оно является попыткой ребенка преодолеть отделение от матери изобретенной им самим игрой в прятки. В 1951 году Крис писал: «Если ребенок испытывает чувственное переживание, засовывая палец в рот, то это делает его независимым от матери. Это не исключает предположения, что ребенок своим аутоэротическим действием дополняет недостаточно удовлетворенную потребность, например, если во время кормления он не имел достаточно возможностей для сосания (Levy 1928). Этот шаг явно зависит от процессов созревания (или, лучше сказать, синхронизирован с ними), прежде всего от растущей способности к целенаправленной двигательной активности. Способность поднести руку ко рту является необходимым условием и элементом в последовательности процессов, играющих в этой связи определенную роль. Хоффер (Hoffer 1950) . недавно указал на смену событий, с которыми ребенок сталкивается при создании надежного контакта между рукой и ртом, и постулировал важность этого явления. Можно предположить, что постепенная эмансипация руки от рта, ее независимость, образует начало поступательного перераспределения психической энергии» (Kris, нем. изд. 1970, 73). Подобным же образом Шульц-Хенке (Shultz-Hencke 1927) рассматривал развитие от орального к каптативному в качестве категориальной потребности (см. статью В. Цандера и Э. Цандер в т. III). Независимость, автономия, согласно Шульцу-Хенке являются важнейшими целями развития.

На связь между переживаниями отказа в объектных отношениях и силой Я указывал Лебовичи, который писал: «В этих объектных отношениях следует прежде всего выделить потребности, создающие главную основу для отношений. Ребенок, несомненно, нуждается в объекте, а именно в груди или в пище, но это само по себе еще не есть объект любви, это всего лишь объект, катектированный его либидинозными интересами. Стадия индифферентности к раздражителям и первичного нарциссизма вплотную примыкает к стадии ранних объектных отношений. Ее можно назвать реактивным нарциссизмом: только из-за отказа матери в первоначальном единении, телесном контакте (таком, как в так называемых примитивных культурах), тело становится объектом аутоэротического удовлетворения» (Lebovici 1956/57, 89).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...