Далее, в статье о технических следствиях из психологии Я, эту же точку зрения еще раз сформулировал Бланк: «Аутоэротическую активность обычно понимают так, что она служит инстинктивным целям. Психология Я никоим образом не отрицает этого, но добавляет новое измерение. Существует признаки того, что аутоэротика служит также расширению Я, дифференциации репрезентантов себя и объектов и упрочению идентичности . Эскалона (Escalona 1963) показал, что уже на четвертом месяце у ребенка развиваются такие действия, как раскачивание и исследование поверхности своего тела, благодаря которым у его отделенного от матери Я появляется первое чувство. Шпиц (Spitz 1962), наблюдавший детей более старшего возраста, обнаружил, что если ребенок на соответствующей возрастной ступени не начинает заниматься мастурбацией, то это указывает на дефект в объектных отношениях. Таким образом, аутоэротика — в виде мастурбации или дрфаллических формах — служит важным целям построения Я. На фаллической ступени мастурбация служит закреплению достижений фазы отделения, или инди-видуации, предлагая не зависящий от объекта способ удовлетворения мощного натиска влечения. Примечательно также то, что мастурбация держится в тайне от первичного объекта и тем самым усиливается от него отделение, давая чувство личной интимности» (Blanck, нем. изд. 1968, 205).

Отдельно следует рассмотреть аутоэротические действия, которые расцениваются как патологические. На основе результатов своего исследования Шпицу удалось разделить нормальные и патологические действия уже у детей в возрасте одного года и истолковать их как результат установок и поведения матери. Он описал такие действия, как раскачивание (jactatio), а также размазывание и поедание экскрементов (копрофагия) в качестве извращенных способов поведения, а манипуляции с гениталиями в качестве нормального явления. Эти мысли он затем развил и дополнил в своей работе «Возникновение первых объектных отношений».

Природу объектных отношений при раскачивании он описал как первично-нарциссические отношения, или, точнее, как регрессию к первично-нарциссичес-кому состоянию. Это обусловлено особенностями личности матери, препятствующей формированию каких-либо объектных отношений. Такие матери являются психопатическими личностями, для которых характерно быстрое появление бурных аффектов и столь же быстрое их исчезновение. Раскачивание, следовательно, не является выражением направленного на объект либидинозного влечения. Дети создают себе объект-заменитель, а именно в виде объекта первичного нарциссизма — собственного тела.

При размазывании и поедании фекалий, напротив, возникают реальные объектные отношения, однако они исковерканы. Это обусловлено периодическими изменениями личности матери, например циклической сменой настроения при депрессии или в маниакальной фазе. Вследствие идентификации детей с матерями и присущих им интроецирующих тенденций у них происходит оральная интроек-ция. Поскольку дети этого возраста в своем развитии готовы уже вступить в анальную фазу, то в качестве объекта-заменителя им напрашиваются экскременты.

Если же ребенок в младенческом возрасте занимается гениталиями, объектные отношения являются удовлетворительными и благодаря постоянному поощрению таких объектных отношений сохраняют связь с либидинозным объектом. В этом случае аутоэротическая активность остается в рамках общей объектно направленной деятельности ребенка, а подчиненная ей деятельность имеет меньшее значение.

Шпиц здесь не говорит о дальнейшей судьбе занятий гениталиями. Поэтому представляется уместным указать на то, что аутоэротические манипуляции с половыми органами как продолжение онанизма младенца или онанизма-игры следует отличать у ребенка старшего возраста и у взрослого от форм навязчивой мастурбации. Ее клиническими признаками можно считать чрезмерную интенсивность, стремление к частому повторению при недостаточном удовлетворении, раздражение вплоть до повреждения кожи и слизистой, вызывающе-демонстративное поведение. Здесь речь идет не о простом пережитке, оставшемся от ранних периодов развития, а о невротической симптоматике, обнаруживающей весь комплекс свойств подобного психического нарушения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...