Фрейд (1925, 1938) утверждал, что у девочки, после того как она обнаруживает, что родилась без пениса, развивается зависть к пенису и что в той или иной мере это является судьбой всех женщин. Он даже заявил (1937), что многие женщины ждут от психотерапии обретения пениса. И хотя постепенно он стал признавать, что эта проблема отчасти является и культурно обусловленной, похоже, ему не хотелось идти в этом направлении. Клара Томпсон (Thompson 1941, 1942, 1943, 1964) подчеркивала культурные компоненты, утверждая, что пенис символизирует власть мужчины — факт, который ни в коем случае нельзя недооценивать с точки зрения позиции девочек в структуре семьи, поскольку они сами здесь чувствуют, что мальчиков больше любят и предпочитают.

Бибер и Дреллих (Bieber, Dreilich 1959), исследуя женский комплекс кастрации, так же как и мы (Shainess 1964), установили, что у женщины имеется позитивное желание быть женственной. Здесь можно привести также идею Хорни (Ногпеу 1926), что материнство является позитивной креативной способностью женщины, нередко вызывающей зависть мужчины. Что касается комплекса кастрации, то здесь существует чрезвычайно интересная гипотеза, что под влиянием социальных структур и предрассудков женщины, возможно, отождествляют кастрацию с бесплодием, то есть с неспособностью исполнить ожидания, связанные с женской социально важной функцией продолжения рода.

В какой мере, однако, отражается теория женского комплекса кастрации или зависти к пенису на возможности психологически здорового развития женщины? Как следует относиться к работе Шассеге-Смиргеля (Chasseguet-Smirgel 1964), содержащей новые представления о сексуальности женщины? В ней, например, постулируется, что женский эдипов комплекс представляет собой особый источник чувства вины. В ней также содержится раздел, в котором приводится толкование, предложенное одной пациентке-врачу: «Иметь профессию — значит иметь пенис, которого она лишила своего отца». Тот факт, что кто-то обладает способностями в несексуальной сфере, рассматривается здесь как некое образование, возникающее в качестве реакции на зависть к пенису. Проявлять способности в других сферах, а не исполнять только функцию продолжения рода рассматривается как нечто нездоровое. Мы не собираемся оспаривать здесь возможность того, что та женщина не совсем здорова, и поэтому относимся к высказыванию как к интерпретации патологического переживания у тяжело больной пациентки.

Нашу позицию пояснит толкование Деверю (Devereux 1957) мифа о Каине. В греческой мифологии рассказывается, что Каина была взята силой Посейдоном. В качестве возмещения ей было обещано исполнение одного желания, и она просит превратить ее в мужчину. Так она становится Кайнеем, который почитает военное ремесло, но отказывается служить богам. В понимании Деверю изнасилование было компенсировано здесь приобретением пениса. Он упускает из виду, что Каина выражает желание стать неуязвимой. То есть, возможно, главным желанием было не приобретение пениса — органа, который может причинять боль, — а желание быть неуязвимым и тем самым иметь власть. Чувство Каины не имеет ничего общего с почитанием пениса, оно связано с горьким опытом, что пенис может разрушать. А это сказывается на эротическом опыте женщины.

Цель этого обзора — продемонстрировать психоаналитическую концепцию, изображающую женщину в качестве другого, дефектного

Страницы: 1 2

Смотрите также

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...

Последователи Фрейда
...

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...