Главный вопрос относительно сексуальной и эротической жизни женщины звучит следующим образом: можно ли про здоровую и успешную жизнь говорить, что она ведется пассивно или же что она основывается на потребности в страдании? Можно ли предполагать, что ревность, выраженный нарциссизм и слабое Сверх-Я — это нормальные и здоровые явления? Предположение, что половина человечества является дефектной и неполноценной, означает, что оно должно быть больным с самого начала. Однако активность, самоутверждение, стремление к росту и к здоровой жизни — непременные атрибуты человеческой жизни, и это относится также и к сексуальной сфере.

Можно предположить, что между структурой и функцией имеется определенная связь, — факт, который, когда речь идет о половых органах, требует тщательной проверки. Хотя вагина и структурирована для зачатия, это не исключает ее активного участия. На техническом примере винта и гайки можно показать, что самое быстрое и самое эффективное их соединение достигается в том случае, если их вращать одновременно. В этом контексте имеются еще и другие вопросы: может ли психосексуальное развитие базироваться исключительно на эмбриологических феноменах? В какой степени сексуальное поведение определяется генетическими факторами? В работе Джона Мани (Money 1957) показано, что развитие индивида в большей мере зависит от его половой роли, чем от половой принадлежности как таковой. Если это так, то тогда теорию развития либидо можно считать недействительной. Кроме того, на что указывали Салливен (Sullivan 1953) и Радо (Rado 1965), генитальные ощущения перед пубертатом ни в коем случае нельзя сравнивать с ощущениями взрослого. Предположить, что ребенок испытывает зрелую генитальность, означало бы допустить у него наличие опыта взрослого, человека. Даже в теории эдипова конфликта отражается не только определенный культурный стиль, который, возможно, проявляется в разнообразных утонченных формах; можно также утверждать, что эдипов комплекс самим Фрейдом был неверно или не совсем верно проинтерпретирован: в трагедии Софокла Эдип убивает царя Лая, потому что тот не пожелал освободить Эдипу дорогу, — символический путь развития, преодоления и зрелого захвата власти. Его убийство явилось следствием не сексуального конфликта, а результатом того, что он не пожелал уйти с пути (то есть не пожелал, как подобает, отдать власть другому). Разумеется, убийца страдает от своего поступка независимо от того, по какой причине он его совершил. Этот аспект, который увел нас далеко от темы, отражает взгляды Фромма (Fromm 1947), Маллахи (Mullahy 1948) и др. Тем не менее пубертатный и подростковый конфликт власти содержит, разумеется, и сексуальные элементы, точно так же как степень свободы, самоутверждения или несвободы, которую ощущает ребенок, оказывает значительное влияние на последующее сексуальное поведение взрослого.

Смотрите также

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...