3. Умелый партнер. Как уже отмечалось в разделе, посвященном различиям между клиторальным и аутентичным оргазмами, женщина, чтобы испытать удовлетворительные как в физиологическом, так и психологическом отношении переживания, должна иметь умелого партнера-мужчину. В противном случае она не сможет ни активно реагировать, ни достичь полного удовлетворения. Эта зависимость предрасполагает ее, вероятно, к торможению, вызываемому страхом; действительная или предполагаемая недостаточность партнера неизбежно становится ее недостаточностью. Также и в психологическом отношении важно, чтобы партнер вызывал доверие.

4. Прочные отношения. Лишь в редких случаях женщины находят мимолетные сексуальные переживания удовлетворительными. Их реакции предполагают процесс научения, который должен согласовываться со специфическим партнером. Из-за особенностей эрогенных зон, из-за последствий возможной беременности и дуалистической половой роли женщины ее связь с партнером содержит в известном смысле элементы «сексуальной зависимости», которые были описаны еще Фрейдом (1918), — эта «зависимость» делает необходимым нежное и внимательное обращение партнера. Из-за своей ранимости женщина и здесь предрасположена к развитию тревоги.

В следующих трех пунктах мы имеем дело с моментами, которые также относятся к категории «успешное психосексуальное развитие и самоактуализация», однако ввиду их специфической природы мы рассмотрим их отдельно.

5. Готовность к риску. Сексуальная партиципация, сопровождаемая аутентичной реакцией, подразумевает в отношении партнера потребность идти на риск, который, однако, зачастую является мимолетным. За этим стоит желание непринужденно реагировать на потребность или импровизировать. Готовность к такому поведению является доказательством адаптивной способности, признаком витальной жизненной установки. Благодаря этой готовности также становятся возможными действие и исследование вне клиторальной сферы.

6. Независимость от нарциссического поведения. Для аутентичной реакции характерны естественность и радость самоотдачи, она является актом любви и углубляет отношение к любимому человеку. Жесткая, нарциссически занятая сама собой личность, для которой главное всегда только внешнее, не может свободно реагировать и, симулируя оргазм, изображает отсутствие личностного недостатка. Поэт Ките, исследовавший проблему, в какой мере творческий акт требует самоотдачи человека,-разработал концепцию «негативной способности» — способности в творческом акте отказаться от своей личности. Эта способность также является составной частью любой жизненно важной установки.

Здесь мы должны вспомнить размышления Микаэла Балинта (Balint 1948) о здоровой генитальной любви, в которой человек наряду с генитальным удовлетворением стремится к нежности и к особого рода слиянию, или идентификации, с партнером. Балинт насчитал четыре пункта: 1) алчность, ненасытность и желание «проглотить объект» или лишить его независимости должны быть чужды партнеру; 2) равно как и желание его ранить, унизить или поработить или 3) желание опорочить и дискредитировать другого; 4) не должно быть навязчивого желания выставить свое умение, бесстрашие и безупречность.

Отсутствие чувств вообще, то есть и негативных чувств, встречается довольно часто — мы сталкиваемся здесь с компонентами отчужденной, механически практикуемой сексуальности. Хотя оргазм может и наступить, однако в нем отсутствуют стабильные, эмоциональные компоненты. Поэт Калил Гибран выразил это в одной метафоре: «Я видел одного юношу, сладкими словами пленившего сердце девушки, но их настоящие чувства дремали, их божественность спала. И я видел двух любящих, но женщина была словно лютня в руках мужчины, который не умел на ней играть и извлекал из нее только грубые звуки».

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...