В «Проекте психологии» Фрейд стремится «создать естественнонаучную психологию» (Freud 1895, 305); это означает, что он прилагает свои психологические наблюдения и гипотезы к неврологической модели. Эта модель интересна нам постольку, поскольку из нее легко вылущить психологические идеи, в которых просматриваются основополагающие идеи будущего психоанализа. Наряду с материалистическим, в данном случае анатомо-физиологическим, обоснованием Фрейд прежде всего стремится вывести из нескольких принципов множество требований к теории.

В качестве такого фундаментального принципа Фрейд постулирует принцип инерции, то есть стремление нервных клеток по возможности не допускать к себе возбуждение или сразу же вновь его отводить. Этому принципу, по Фрейду, противостоит «жизненная необходимость» (306), приводящая к изменению этой изначальной потребности. По всей видимости, принцип инерции прежде всего отражает некое внутреннее стремление нервной системы, а жизненная необходимость — наоборот, воздействие извне; вместе с тем это отношение парадоксальным образом инвертируется: тенденция к избеганию раздражения характеризует как раз отношение организма к внешнему миру, жизненная необходимость — напротив, невозможность избавиться от эндогенных раздражителей, то есть потребностей организма (питание, дыхание, сексуальность), принуждения передать их внешнему миру.

Второй главный постулат — гипотеза о том, что, с одной стороны, существуют нейроны, обособленные друг от друга так называемыми конттапными барьерами, а с другой стороны, от одного нейрона к другому идет некий поток. Если в изменении инерции жизненной необходимостью выражено представление о развитии, то взаимодействие разнонаправленных факторов второй гипотезы связывает понятия структуры и энергии. Из этих четырех элементов Фрейд конструирует модель психического, или нервного, аппарата, который отчасти служит для защиты от раздражителей, отчасти для их накопления и переработки. К психическому в узком смысле Фрейд относит только ту часть аппарата, что выполняет эту вторую функцию, обозначив относящиеся к ней клетки как f-нейроны.

Уже в этой первой попытке расчленения, в известном смысле пока еще допси-хологической, просматриваются важнейшие черты фрейдовской психологии Я: организму, вопреки его исходному, первичному стремлению, навязана вторичная функция, которая хотя сама по себе и является лишь частью целого, однако вызывает важнейшие дифференцировки и порождает сложнейшие структурные образования; этой обособленной от всего организма сфере психического присуща способность хранить однажды возникшие изменения, которую Фрейд называет памятью: «Любая достойная внимания психология должна дать объяснение "памяти"» (308). Внутри этой сферы Фрейд опять-таки выделяет особую группу нейронов, сцепленных друг с другом и обладающих постоянством; иначе говоря, это высокоорганизованная группа, которая работает как единая структура, мало подвержена изменениям, и пребывает, по определению Фрейда, в «связанном» энергетическом состоянии (367). Этой группе он дает название «Я».

Фрейд наделяет здесь Я теми же свойствами, что и в последующих сочинениях: это всего лишь часть психического, зато прочно организованная и целостная. Я возникло, с одной стороны, благодаря способности накапливать приятные воспоминания, с другой стороны, в виду необходимости противостоять неуправляемому, вредному для организма оживлению неприятных воспоминаний, отделять восприятие от желания. Таким образом Фрейд пытается, ссылаясь на биологическую необходимость, вывести из клинического опыта общее правило: защита (уже здесь названная этим словом) исходит от Я (348 и далее), а неприятные для Я представления подвержены вытеснению. К непременным функциям Я относятся, кроме того, способность накапливать негативный опыт вопреки первичному стремлению избегать неудовольствия, а именно через воспоминания о собственной реакции, о плаче. Это объясняет, во-первых, почему именно негативный опыт больше всего способствует обособлению Я от остальной психики, во-вторых, почему выражение, а в дальнейшем развитии и речь, участвуют в деятельности Я в качестве непременных составляющих (365). Постепенное затухание болезненного воспоминания Фрейд объясняет тем, что Я мало-помалу усваивает его, а это одновременно наводит на мысль о синтетической функции Я, как и тезис, что мышление стремится в своей работе достичь идентичности восприятия и воспоминания (318).

Страницы: 1 2

Смотрите также

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...