Слово «изоляция» еще не употребляется здесь в качестве термина со строго специфическим значением, а подразумевает исключение из общего ассоциативного акта сознания и служит синонимом вытеснения (I, 182); термин «смещение» впервые употребляется в связи с покрывающими воспоминаниями (I, 536). Паранойяльный психоз характеризуется через понятие проекции (I, 401).

По поводу природы защитного процесса Фрейд высказывается весьма осторожно. Невозможность пережить такие процессы интроспективно или проследить их четко отделяется от неосознанности патогенных воспоминаний. Он говорит о процессах, «которые происходят вне сознания, о которых можно только догадываться, но не подвергнуть клинико-психологическому анализу. Возможно, правильнее было бы сказать: это вообще не процессы психической природы, а физические процессы, психические последствия которых выглядят так, словно и в самом деле происходит то, что выражено фразой "отделение представления от его аффекта и ложное присоединение последнего"» (I, 67).

Такой процесс, безусловно, возникает «по инициативе мотива защиты» (I, 233), однако эта обтекаемая формулировка не отвечает на вопрос, можно ли считать данный процесс деятельностью Я.

Насколько в этих ранних трудах Я понимается с позиции защиты, а личность в целом — с позиции защищающегося Я, видно прежде всего в попытке Фрейда очертить «динамику представления» (I, 290), определить отношения между Я и тем, что вызвало защиту. Фрейд отделяет ядро воспоминаний, в которых травматический момент достигает высшей точки, от трех (почему трех?) тем, которые должны быть проработаны при анализе в определенном порядке и представляют собой оборонительные рубежи, каждый со своей интенсивностью сопротивления (I, 292—293). Эта структура патогенного материала хотя и ведет себя по отношению к Я во многом подобно чужеродному телу, но, в отличие от него, вступает в связи:

«Нашу патогенную психическую группу нельзя в чистом виде выщепить из Я. Ее внешние слои повсеместно переходят в части нормального Я и в той же мере принадлежат последнему, как и патогенной структуре. При анализе границу между ними проводят чисто условно, то там, то здесь, а кое-где ее и вовсе нельзя указать. Внутренние слои отчуждаются от Я все больше и больше, но граница патогенного опять-таки нигде четко не проступает. Патогенная структура ведет себя не как чужеродное тело, а скорее как инфильтрат» (I, 294—295).

В таком виде учение о защите, соответствующее этому периоду, явно отличается от концепции «Проекта», равно как и от последующей «психологии Я», исходящей из представления о Я как о завоевании приспособительного назначения, так сказать, как об исконно психическом. Здесь Я тождественно психике в целом, бессознательное — содержанию, отвергнутому вследствие болезненного процесса, причем категорично постулируется, что хотя бы в какой-то момент это содержание непременно было осознанным (I, 234). Дискуссия о том, охватывает ли бессознательное только вытесненное или также и то, что никогда не попадало в сознание, пока еще не началась. Но столь ли существенно это различие?

«Следует ли допустить, что и в самом деле имеются мысли, которые не возникали, а лишь могли возникнуть, так что лечение заключалось бы в осуществлении не состоявшегося некогда психического акта?» (I, 306)

Фрейд решительно противится соблазну допустить наличие двух личностей, признать след разума вне сознания (I, 291) и считает его миражом (I, 272), навязанным Я вследствие упорядочивания, происходящего после освобождения и восстановления.

Расхождение изложенной здесь концепции Я с другими взглядами Фрейда легко объяснить. Если в остальных случаях речь идет об общей психологии, прежде всего о развитии Я, то здесь рассматривается исключительно то реальное состояние Я, в каком оно предстает психотерапевту после полученной травмы. Даже там, где говорится о развитии (I, 194—195), эта концепция есть теория поврежденного Я. Но достаточно ли э

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...