Ничего иного и не имеет в виду Фрейд, говоря, что, во-первых, «исходно, в самом начале душевной жизни, Я катектировано влечением» (X, 227), а во-вторых:

«Таким образом мы создаем представление об исходном либидинозном ка-тексисе Я, который затем передается объектам. Однако, в сущности он сохраняется и относится к объектным катексисам как тело протоплазматического организма к выпущенным ею псевдоподиям . В общем-то мы видим также противоречие между либидо Я и объектным либидо. Чем больше потребляется одно, тем больше скудеет другое . И, наконец, относительно разделения психических энергий мы заключаем, что вначале, в состоянии нарциссизма, они являются слитыми и неразличимыми для нашего грубого анализа, и только с катексисом объекта становится возможным отделить сексуальную энергию, либидо, от энергии влечений Я» (X, 141).

Термин «катексио, которым доселе называли лишь захват объекта субъектом, описывает здесь еще и состояние фиксации либидо на самом себе. Такое совпадение субъекта и объекта Фрейд подчеркивает также замечанием о неразделенности психических энергий в состоянии нарциссизма. Вольфганг Лох в своей работе «Мысли о "предмете", целях и методах психоанализа» (Loch 1971) подчеркивает, что уже в «Проекте» Фрейд постулирует это единство направленности на объект и на самого себя в качестве основы последующих действий Я (защиты, мыслительной деятельности и т.д.), и предлагает называть такое свойственное первичному нарциссизму сим-биотическое единство субъекта и объекта «Пред-Я». Мы не станем пользоваться здесь этим термином, поскольку наша задача — не методическая дифференциация, а выработка, зная разные грани Я, целостного о нем представления.

Образ протоплазматического организма неоднозначен: его можно понимать конкретно, в значении резервуара (V, 118 и далее), но с другой стороны, он подчеркивает, что границы этой структуры, ее объем и форма крайне изменчивы. Это непостоянство границ теперь и в самом деле является основной чертой нового понятия Я. Противопоставление Я объекту отнюдь не то же самое, что противопоставление своего тела чужому или индивида внешнему миру; границы Я могут порой выходить за границы тела.

Это отношение, в общих чертах проступающее уже в сновидении, впервые становится явным в бредовых образах параноиков, которые воспринимают свои собственные мысли как голоса, звучащие вне их самих. Имея в виду неспособность маниакальных больных воспринимать что-либо из окружающего мира, не привязывая этого к себе, Фрейд говорит о разрастании Я вследствие отступления либидо от объектов и его перетекания в Я, что и является причиной исчезновения мира. Он, кроме того, замечает, что тот же самый феномен гибели мира (X, 141) может возникнуть из-за оскудения Я. Будь то разрастание или оскудение, Я и мир больше не противостоят друг другу, а совпадают или распадаются.

Исходя из этих явлений, Фрейд заключает, что и в нормальном развитии должно иметься раннее состояние, где Я, объединяя в себе оба вида катексиса, не делает различия между собой и другим человеком. Словом, первично-нарциссичес-ки катектированное Я должно представлять собой не отдельного индивида, а единство матери и ребенка, — идея, которая в дальнейшем была разработана другими аналитиками, прежде всего Балинтом и Винникоттом. Сам Фрейд так и не решился прямо сформулировать это и принять такой подход, хоть был и не чужд этого взгляда, как свидетельствуют некоторые его замечания, сделанные, что характерно, в основном в виде ремарок:

«Более тою, нарциссическая первозданность и не могла бы развиться, если бы каждое отдельное существо не прошло через стадию беспомощности и опеки, когда его настоятельные потребности удовлетворялись за счет участия извне .» (X, 227).

В «Формулировках двух принципов психического события» (1911) Фрейд замечает:

«Справедливо будет возразить, что такая организация, которая предается принципу удовольствия и пренебрегает реалиями внешнего мира, не смогла бы просуществовать даже короткое время, а значит вообще не могла бы возникнуть. Мы, однако, вправе использовать такую модель с той оговоркой, что младенец, стоит лишь дать ему материнскую заботу, по сути дела реализует подобную психическую систему . Прекрасным примером закрытой от раздражений внешнего мира психической системы, которая способна сама аутически удовлетворять . свои потребности в пище, является птенец, заключенный вместе с запасом корма в скорлупу, забота матери о котором ограничивается лишь согреванием» (VIII, 232).

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...