Очерк «Я и Оно» (1923) начинается с замечания Фрейда, что в нем развиваются идеи, которые были намечены в работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) (XIII, 237). В «Новом цикле лекций по введению в психоанализ» (1932) он еще раз подчеркивает, что исходный пункт к пересмотру учения об инстинктах, то есть гипотезы об агрессивном влечении, был тот же самый, что привел и к новой формулировке отношений между Я и бессознательным, а именно «впечатление из аналитической работы, что пациент, который оказывает сопротивление, об этом сопротивлении часто ничего не знает. Однако он не осознает в себе не только факт сопротивления, но и мотивы его» (XV, 115).

В «Я и Оно» Фрейд подробнейшим образом излагает причину пересмотра своей теории. Еще раз подробно остановившись на понятиях «сознательного, пред-сознательного и бессознательного», он указывает на не учтенную в этой системе проблему:

«Мы создали себе представление о связной организации душевных процессов в личности и называем эту организацию Я личности. Это Я связано с сознанием, оно владеет подступами к системе подвижности, то есть к отводу возбркдений во внешний мир. Это та душевная инстанция, которая контролирует все частные процессы, которая ночью отходит ко сну и все же руководит цензурой сновидений. От этого Я исходит также вытеснение . Во время анализа мы наблюдаем, как больной, если ему ставятся известные задачи, испытывает затруднения; его ассоциации, стоит им только приблизиться к вытесненному, застопориваются. Тогда мы ему говорим, что он находится во власти сопротивления, но сам о нем ничего не знает, и даже в том случае, когда, испытывая неприятные чувства, он должен догадаться, что в нем действует сопротивление, он все равно не может ни назвать, ни указать его. Но поскольку это сопротивление явно исходит из его Я и принадлежит последнему, то мы оказываемся в непредвиденной ситуации. Мы обнаружили в самом Я нечто такое, что тоже является бессознательным и ведет себя подобно вытесненному, то есть оказывает сильное воздействие, не становясь сознательным, и для осознания чего требуется особая работа Исходя из наших представлений о структурных соотношениях душевной жизни, вместо этого противопоставления (то есть сознательного и бессознательного — Г. Я.) мы должны ввести другое: противопоставление между связным Я и отколовшимся от него вытесненным» (XIII, 243—244).

До сих пор противопоставление во многом похоже на то, с которым мы познакомились в ранних трудах Фрейда, посвященных учению о неврозах. Также и там связное Я противопоставлялось отщепленному и расщепленному вытесненному, также и там сопротивление устанавливало различные межевые знаки для того и другого. Однако прежде главным образом имелись в виду общепонятные сопротивления: чувство стыда, опасения, неловкость и т.п. Предлагая новое противопоставление, Фрейд исходит из бессознательного сопротивления, то есть из чего-то первично непонятного и сокрытого, о котором можно сделать вывод только по его воздействиям. Таким образом, Я в этой концепции является скрытым отчасти от себя самого, более того, оно действует даже вопреки собственным сознательным устремлениям. Здесь, правда, еще сохраняется указанное нами противоречие, но уже вне связи с объектом. Фрейд скорее подчеркивает, что благодаря такой констатации характер бессознательного приобретает многозначное качество, которым, однако, не следует пренебрегать (XIII, 245).

Для более подробной характеристики Я Фрейд исходит из представления о сознании как границе между внутренним и внешним (XIII, 23), поверхностном слое душевного аппарата (XIII, 246). Сознательными, по Фрейду, являются в первую очередь чувственные восприятия, приходящие извне, затем также ощущения и чувства, возникающие в ответ на раздражители, приходящие изнутри, из тела. Внутри-психические процессы, например, мыслительные, осознаются лишь благодаря посредничеству речи, «связи с соответствующими словесными представлениями» (XIII, 247). «Сознательным может быть только то, что когда-то рке было сз восприятием, и что, помимо чувств изнутри, желает стать сознательным; оно должно сделать попытку превратиться во внешние восприятия. Это становится возможным благодаря следам воспоминаний» (XIII, 247). Я, следовательно, обладает знанием о внутрипси-ческих процессах: актуально — благодаря собственной организации, исторически — благодаря посредничеству других. То, что речь идет о человеческом, культурно обусловленном посредничестве, скрывается в этом контексте за общим понятием «внешние восприятия». Между тем нарциссический объект, который прежде изображался либо в качестве человека, заботящегося о ребенке, либо внешнего мира в целом, исчез, Я из объекта превратилось в некий орган.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...