За пятнадцать лет, прошедших с появления «Я и Оно» до смерти Фрейда, Фрейд ни разу не подверг ревизии структурную теорию в качестве остова метапси-хологии; тем не менее некоторые модификации, произведенные без прямого на то указания, свидетельствуют, что предшествующий подход, а именно понимание Я на основе его дифференциации из единства Я и объекта, не утратил своей силы. Уже в работе «Торможение, симптом и страх» (1926) Я вновь скорее описывается с точки зрения его идентичности Оно, нежели их противоречия (то есть как субъект) (XIV, 124). При попытке создать новую теорию страха с позиции психологии Я образуется ряд, начинающийся со страха рождения как ситуации отделения, продолжающийся страхом потери любви как психического отделения и заканчивающийся страхом кастрации, где место страха отделения от объекта занял страх увечья, то есть утраты части самого себя (см. статью о страхе Д. Айке в этом томе). При обсуждении отношений между страхом, болью и печалью в конце концов становится ясным, сколь принципиально одинаково структурированы боль, причиняемая собственным телом, и боль из-за любимого объекта.

В своем сочинении «Недовольство культурой» (1930) Фрейд полемизирует по поводу описанного Роменом Ролланом океанического чувства связанности с внешним миром и пытается вывести его генетически. При этом он исходит из обычного впечатления о несомненном отличии собственного Я от внешнего мира, чтобы указать на состояния, где эта несомненность отсутствует, и делает вывод: «Следовательно, чувство Я тоже подвержено нарушениям, а границы Я не постоянны» (XIV, 424).

Затем он рассматривает уже описанным выше образом развитие Я и завершает изложение так:

«Первоначально Я включает в себя все, но затем отделяет от себя внешний мир. Наше нынешнее чувство Я является, стало быть, лишь жалким остатком гораздо более обширного, пожалуй, даже всеобъемлющего чувства, которое и соответствовало внутренней связанности Я с внешним миром» (XIV, 425).

Терминология и способ изложения полностью соответствуют здесь образу мыслей Федерна, на которого Фрейд и ссылается.

Федерн разрабатывает собственную психологию Я, по сути, на двух методах: во-первых, на принципиально долгое время пренебрегавшемся (поскольку речь шла о доказательстве бессознательных феноменов) методе самонаблюдения, во-вторых, на анализе некоторых аномальных состояний Я, прежде всего чувств отчужденности или состояний деперсонализации, и наконец — здесь первый и второй методы совпадают, — на анализе сновидений, пробуждения и засыпания.

Основываясь на первом подходе, интроспекции, Федерн постоянно подчеркивает, что Я представляет собой не мыслительную конструкцию, метапсихологическое понятие, а эмоциональную, живую и переживаемую реальность. «"Чувство Я" можно описать как чувство душевной и телесной связанности в смысле времени и содержания, причем эту связанность следует понимать как непрерывное или как восстановленное единство» (Federn 1926, 29). При этом Федерн намеренно выбирает более широкий в сравнении с понятием «сознание Я» термин «чувство Я»: «Самопереживание Я не исчерпывается знанием и сознанием указанных выше качеств единства Я, но содержит также чувственное переживание., самое простое и вместе с тем самое всеобъемлющее состояние, вызываемое собственным бытием в существующей личности, даже если внешнего или внутреннего раздражителя не имеется» (Federn 1932, 60—61). Это чувство связанности и непрерывности Федерн выводит из метапсихологического тезиса, согласно которому Я представляет собой единство или общность константных катексисов (ср.: Freud 1895; Loch 1971); более того, он рассматривает это чувство как прямое доказательство его очевидности. По отношению к сознанию Я определяется как носитель и предмет сознания; континуальность катексисов распространяется, однако, прежде всего на предсознательное, поскольку эта непрерывность определяется не только актуальным наличием содержаний и функций, но и потенциальным; бессознательное, если говорить о его отношении к Я, состоит, согласно Федерну, из утраченных и вытесненных прежних состояний Я, образующих важнейший предмет анализа сопротивления в процессе психоаналитического лечения — это согласуется с фрейдовской формулировкой, что именно инфантильное Я в силу своей неразвитости вынуждено реагировать на притязания влечений вытеснением. И все же главным метапсихо-логическим тезисом Федерна является: «Распространение составляющей Я катектиро-ванности меняется; те или иные ее границы являются границами Я (курсив Г. Я.) и как таковые осознаются (Federn 1934, 88).

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...