Понятие границ Я было введено Федерном после исследования состояний отчужденности. Фрейд в своей теории и вслед за ним Нунберг отстаивали тезис, что чувство отчужденности возникает в результате оттока объектного либидо в Я. В противоположность этому Федерн утверждает, что при переживании отчужденности интерес к объектам вполне может оставаться, что восприятие является сохранным и что не пропадает ничего, кроме привычной реальности и жизненности впечатлений, чувства действительности, которого невозможно достичь испытанием реальности. Эту специфическую утрату Федерн объясняет тем, что при сохранившемся объектном либидо и сохранности всех известных функций органов чувств воспринимающее, обращенное на себя Я словно мертвеет, то есть становится не-катектированным в том месте, где оно должно встретиться с данным объектом. Возможность такой утраты и привела Федерна к выводу, что в случае нормального переживания Я в целом и в отдельности должно быть в этих местах катектирова-но. «Там, где есть отчуждение, в нормальной структуре Я имеет место нарцисси-ческий катексис» (Federn 1927, 51). Границы Я имеют отношение тут не только к разграничению Я и внешнего мира, как это можно было бы предположить из вышесказанного, но и к функциям Я, например к мышлению, памяти, желаниям, чувствам. Как раз одно из таких наблюдений, а именно, что многие чувства могут переживаться деперсонализированно, как непроизвольные или нереальные, но страх — никогда, и позволило Федерну выделить разные границы Я, то есть отделить периферическое Я от, так сказать, ядра Я, или центрального Я, хотя этому последнему Я он и не уделяет в своих исследованиях так много внимания, как первому.

«Больше, чем наличие самовосприятия, насколько простирается наше чувство Я, термин "границы Я" не обозначает; некоторые неверно меня поняли, что границы — образно выражаясь, подобно ремню — опоясывают Я и что границы являются жесткими. Верно обратное. Эти границы, то есть масса функций Я, наполненных чувством Я, то есть катектированных либидо, по-прежнему принадлежат Я и изменчивы. Человек же ощущает, где прекращается его Я, особенно если границы как раз меняются. Другой упрек, который может основываться на естественном недоразумении, я хочу предотвратить. Поскольку мое исследование самовосприятия исходит из границ Я, они особо подчеркиваются. Но я отнюдь не отстаивают позицию, что чувство Я является лишь периферическим. Чувство границ Я, поскольку они чуть ли не постоянно меняются, воспринимается легче. Но одновременно чувством Я наполнено все сознательное. И, на мой взгляд, оно существует с самого начала, сперва расплывчатое и бедное содержанием» (Federn 1929, 271).

Открытое в феномене отчуждения явление границ Я, или парциальных катек-сисов Я, можно наблюдать и в других состояниях, преимущественно во сне. Больные с явлениями деперсонализации часто описывают свои переживания как нереальные, похожие на сон; сны же, пока они снятся, напротив, не кажутся нереальными. И только в ретроспективе сновидение становится чужеродным. Общим для обоих состояний является патичность процесса, то есть аномальный или дефектный катексис Я и невозможность ему противостоять. Из наблюдений за процессами при засыпании Федерн получил данные о вариациях чувства Я и тем самым о дифференциации различных границ Я. При быстром засыпании все катексисы Я исчезают в целом одновременно, при медленном, наоборот, чувство телесного Я исчезает перед чувством психического Я, причем не обязательно все сразу: некоторые зоны (лицо, руки, эрогенные зоны) оказываются более резистентными, чем другие. Также и во сне телесное Я оказывается катектированным в редких случаях, что в немалой степени обусловливает нереальность состояния; даже сны о движении или ощущениях тела ограничиваются в основном отдельными местами. Федерн, вопреки фрейдовскому положению, что сновидение знает лишь форму представления (индикативного) настоящего, полагает даже, что, основываясь на анализе участия телесных чувств, можно достичь модальностей «хочу» и «должен», то есть позиции Я по отношению к сновидению (Federn 1932, 82).

Различие телесного и психического чувства Я, а также дифференциацию внутри каждого из них Федерн рассматривает одновременно и с генетической точки зрения. В отсутствие сновидений Я спящего лишено всех катексисов, раздражение, исходящее от сновидения, пробуждает Я как раз настолько, насколько это необходимо для устранения и переработки нарушения. При этом новый катексис Я приостанавливает генетическую последовательность. Более ранние ступени пробуждаются первыми, более зрелые — позже, а зачастую и вовсе не пробуждаются, что во многом и объясняет непонятность сновидения. Таким образом, наряду с филогенезом и онтогенезом Федерн вводит понятие ортриотеиеза, производное от греческого слова, обозначающего предрассветные сумерки. Оно означает восстановление Я всякий раз после сна или прерванного катексиса, позволяющее сделать вывод о том, как происходил катексис Я.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...