Теперь попытаемся изложить представления Федерна о развитии чувства Я и катексисов Я. В отличие от Фрейда, считавшего невозможным наличие сопоставимого с Я единства в начале душевной жизни, Федерн исходит из того, что чувство Я существует с самого начала, даже если в первое время оно расплывчато и бедно на содержания. Либидо Я является для него тем протоплазматическим организмом из метафоры Фрейда, «распределением и скоплением всего либидо». Когда изначальное чувство Я переходит на все переживания и следы переживаний, впервые образуется Я. Вместе с тем, Я катектируется со стороны Оно, влечений, и пользуется их энергией для своего формирования. «Это время развития Я представляет собой период, когда господствует первичный нарциссизм. Ибо пока происходит интернализация в Я, постоянно имеет место аутоэротическое удовлетворение этого Я во вновь приобретенных функциях и репрезентантах» (Federn 1929, 276). При этом надо иметь в виду, что Я является как субъектом, так и объектом нарциссизма, что первичный нарциссизм можно обнаружить «лишь как ощущение стремления к удовольствию и обретения удовольствия в собственной персоне . но не как направленность либидо против себя самого» (там же, 293). Первичный нарциссизм является «медиальным», то есть ни активным, ни пассивным, что выражается в таких непереходных глаголах, как развиваться, расти, жить; рефлексивным нарциссизм становится только благодаря тому, что Я в различных отношениях вновь встречается с самим собой. Первичный нарциссизм включает в себя таюке внешний мир: «В период господства первичного нарциссизма., границы Я совпадают со всем миром представлений ребенка» (там же, 278). Неспособные либидинозно катектироватъся компоненты переживаний, разочарований, шаг за шагом вызывают отток чувства Я от объектов, из-за чего они кажутся чуждыми Я. Это развитие происходит не раз и навсегда, а для каждого объекта отдельно. Следовательно, согласно Федерну, объектный катексис возникает не тогда, когда Я испускает либидо, а когда оно снимает свои границы, оставаясь при этом словно отдельным либидинозным островом. Также и произведенные позже объектные катексисы Федерн понимает по этой схеме: сначала Я включает новый объект в свои границы и постепенно, ослабляя либидинозный катексис, отграничивает их от себя. Всякий раз в случае полноценно пережитого психического акта либидо объектных катексисов и либидо границ Я вновь сталкиваются друг с другом, и именно этим обусловлены теплота, живость и удовлетворительный характер переживания. С установлением объектных катексисов и новых границ Я прежнее Я, однако, не устраняется: «Явно и отчетливо чувство Я разделяет внешний мир и Я, а психическое чувство Я разграничивает тело и психику. И словно неявно продолжаются нарциссические катексисы чувством Я различных представлений внешнего мира, они меняются, развиваются, вновь исчезают и снова усиливаются. Самым затаенным, скрытым даже для собственного сознания, как показывают нам сновидение и психоз, продолжает оставаться весь мир первичного нарциссизма » (там же, 285).

То, что сохраняются не только представления об объектах и репрезентанты влечений, но и все состояние Я в целом, «эгокосмическое Я», является главнейшим тезисом Федерна.

Норма и патология зависят тут от абсолютной и относительной степени катек-тической энергии, которая может быть инвестирована в соответствующие границы Я. В отличие от брейеровского понятия тонического катексиса, Федерн видит стабильность катексисов не в продолжительности затрат, а в постоянном уравновешении притока и оттока либидо. Нарциссическое либидо, согласно Федерну, имеет характер предудовольствия, то есть оно способно в течение некоторого времени поддерживать состояние приятного напряжения. Из учения о границах Я и их катексисах вытекает весьма скрупулезно разработанная теория аффектов, на которой мы можем здесь остановиться только вкратце. Согласно Федерну, аффекты возникают между двумя границами Я, которые воздействуют друг на друга или друг с другом соприкасаются; так, например, аффект стыда возникает из взаимодействия границ Я, катектированных сексуально, и границ Я, катектированных страхом. При этом концепция границ Я позволяет одновременно понимать аффект как центростремительный, возбуждающий Я и как процесс отвода и парциального удовлетворения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...