Важнейшее и определяющее в том числе и для деятельности Федерна следствие из теории катексисов Я относится к области теории и терапии психозов. Федерн не соглашается с Абрахамом и Фрейдом, что при психозе либидо, отвлеченное от объектов, отводится обратно в Я и что бредовые представления являются попыткой вернуться к объектам; в психозе он скорее усматривает распад периферических и недавних катексисов Я вследствие оскудения имеющегося в Я либидо. Возврат катексиса к инфантильному Я приводит затем к тому, что реальным начинает казаться то, что когда-то и в самом деле было реальным, что словно ставшее маленьким Я одолевают извне репрезентанты и импульсы, которые полноценное и зрелое Я могло бы локализовать внутри своих границ. При реципрокности Я и мира может показаться неважным, идет ли речь о том, что Я отвлекает либидо от объектов и притягивает к себе, или что либидинозного катексиса лишается само Я, тем более что и Федерн не может четко указать, куда девается катексис. Тем не менее в формулировке Федерна содержится важное новшество, что либидо Я и либидо объекта не должны автоматически пониматься как реципрокные. Тем самым уравнение — чем больше либидо Я, тем меньше объектного либидо, — которое противоречит и повседневным наблюдениям (любвеобильный человек не обязательно должен быть из-за этого менее дифференцирован в своем Я, замкнутый человек необязательно будет располагать большей энергией для себя самого), утрачивает свою силу. Разработанная Федерном терапия психозов основана на принципе не перегружать еще более дефектное Я больного, скорее подавлять, нежели высвобождать и без того уже разбухшее бессознательное, содействовать новому катексису покинутых границ Я. Это происходит отчасти благодаря обсуждению конфликтов и обид, приведших к отходу, отчасти благодаря идентификации с терапевтом и отчасти благодаря своего рода тренировке умения различать воспринимаемое и домысливаемое и таким образом заново выстраивать и ощущать границы Я. В противоположность Фрейду Федерн показывает, что психотик вполне способен к сильному позитивному переносу, однако постоянно существует угроза того, что он может быть внезапно прерван. Поэтому Федерн считает необходимым, чтобы в процессе аналитической терапии пациент всегда мог обратиться к лицу женского пола, олицетворяющему мать или сестру, с которым у него может сохраниться контакт, если терапия прерывается приступом негативного переноса.

Несмотря на признание Федерна в США благодаря успехам его метода психотерапии, в Европе и в более узких психоаналитических кругах его работы остались малоизвестными. Сам Федерн объясняет недостаточное понимание своих положений тем, что для того, чтобы воспринять описанные им феномены и распознать их у других, требуется особое обучение самонаблюдению; этому обучению противостоит естественное сопротивление, «ибо собственное здоровое и ненарушенное чувство Я, это предусловие всякой радости, всем нам лучше оставить в покое» (Federn 1927, 40). И все же возникает сомнение, действительно ли единственная причина в этом; ведь аффективное сопротивление открытиям Фрейда проявлялось в том, что эти открытия называли неприемлемыми, невероятными, смехотворными и т.д., но отнюдь не трудными для понимания. Это, по словам Эдуардо Вейсса, «приключение в понимании» кажется мне связанным также с тем, что Федерн описывает тончайшие процессы отделения, индивидуации и утраты Я, но при этом всегда и с самого начала говорит о конституированном Я, то есть практически не берет в расчет объект. Хотя о роли объекта в формировании Я в принципе говорится — когда, например, Федерн утверждает, что любовь создает Я, что повышенный вторичный нарциссизм репродуцирует поведение родителей, не позволяющих ребенку наивно пережить свое развитие, когда он усматривает отличие понятия Ференци интроекции от понятия идентификации в том, что не только расширяются границы Я, но и Я целиком изменяется по схеме орального присвоения (Federn 1936, 325), — все же объект скорее предполагается, нежели учитывается. То же самое относится к роли конфликта в психодинамике нарциссических катексисов и ее патологии: Федерн не сомневается, что прекра

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...