Однако эти попытки компенсации оказываются безуспешными, если обида слишком велика или если речь идет о человеке с нарциссическими нарушениями, который чрезвычайно обидчив. В таком случае принимаются меры, испытанные на более ранних стадиях развития. В качестве таковых прежде всего используются отрицание болезненной реальности и подкрепление отрицания через идеализацию собственной личности и ближайших объектов примерно по следующей формуле: «Я вовсе не неудачник, напротив, я просто непризнанный гений». В результате оживают старые репрезентанты величественного Я и идеализированных объектов со всеми вытекающими из этого последствиями (Kohut 1971).

Некоторые из этих последствий следует перечислить. В восприятии себя вновь доминирует инфантильное представление о собственном величии. В результате идеализации репрезентанты Я и объектов раздуваются. Это имеет, однако, и нежелательное последствие: действительные или предполагаемые недостатки также разрастаются до угрожающих размеров. Как только завышенная самооценка ставится под сомнение, возникает столь же ирреально преувеличенное чувство неполноценности. Представление о собственной личности колеблется между полюсами позитивных и негативных фантазий о величии (Abraham 1912, 1924; А. Reich I960 и др.).

Этим преувеличенным фантазиям неизменно соответствует повышение уровня притязаний, который также содержит черты иллюзии. Иначе говоря, следует ожидать высоконапряженного и далекого от реальности Я-идеала. Разумеется, эти идеалы неумолимо навязываются строгим, ригидным Сверх-Я. По своему качеству переживания в этой системе Я-идеал/Сверх-Я подобны заповедям и запретам, исходящим от идеализированных реальных людей, поскольку в ходе регрессивного развития система Сверх-Я/Я-идеала воссоединяется с идеализированным образом родителей и может вновь восприниматься не просто как навязанная извне (реэк-стернализированная) (А. Reich 1960). Это придает требованиям системы Я-идеа-ла/Сверх-Я характер особого, конкретного, индивидуального, которому другие люди не подчинены. Это придает Я ощущение особой миссии, но и ощущение безусловной подчиненности.

Особенно пригодны для отрицания дефекта идеальной личности объекты, которые этот дефект компенсируют. Однако подобные объектные отношения ставят человека с нарциссическими нарушениями перед серьезной проблемой: возникновение его высокой самооценки в значительной мере зависит от объекта, однако для поддержания этой самооценки он должен сохранять ощущение независимости! Эту проблему можно разрешить только в том случае, если он сам активно управляет своей зависимостью, превращая объект в нарциссический. Тогда он становится способным принять свою зависимость, и то лишь настолько и до тех пор, пока объект продолжает выполнять свою нарциссическую функцию.

У людей с нарциссическими нарушениями нарциссические объектные отношения могут устанавливаться и по другим причинам: сообразное реальности обращение с объектами помешало бы отрицанию и идеализации, вскрыв недостатки.

Кроме того, грандиозной личности требуется идеальный партнер. Поэтому партнеры наделяются фантазиями, имеющими характер неличностного, точнее сказать, надличностного. Они соответствуют раннему восприятию родителей, приобретая схожий ореол и качество восприятия. В то же время они проективно наделяются качествами, исходящими из самой грандиозной личности. Вновь происходит частичное смешение репрезентантов себя и объектов.

В отличие от людей с нормальной нарциссической системой, которые могут быстро и без принуждения пересмотреть нарциссическое отношение к объектам, человек с нарциссическими нарушениями зависим от своих нарциссических объектов. Поскольку они выполняют определенную функцию в его нарциссической системе, он не может от них отказаться. Кроме того, его регрессивное переживание приводит к снижению способности к интернализации объектов. Это означает, что нар-циссические объекты по возможности всегда должны быть рядом. Расставание оборачивается угрозой. Лох (Loch 1967) называет зависимость от реального присутствия идеализированного объекта «главной диспозицией» к депрессивно-меланхолическим состояниям (см. также: Fenichel 1945).

Страницы: 1 2

Смотрите также

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...