Развивая положения Кохута (Kohut 1969), Аргеландер устанавливает связь между нарцис-сическим аспектом объектного катексиса, который описан им как идеализация, и либиди-нозным или агрессивным инстинктивным катексисом объектов. Он полагает, что Я-идеал возникает вследствие нарциссических влияний на либидинозный катексис объекта, а Сверх-Я — вследствие нарциссических влияний на агрессивный катексис объекта, которые нейтрализуются и интроецируются (Argelander 1971, 369—370). Нарциссический компонент создает нимб, притязания на абсолютизм системы Я-идеал/ Сверх-Я.

Подводя итог рассуждениям о развитии нарциссической системы регуляции, следует обсудить еще один важный вопрос, а именно: каковы движущие силы, которые лежат в основе развития и функционирования нарциссической системы? Есть ли это потребность в благополучии (защищенности, надежности, гармонии, единстве и т.д.) или же это потребность во власти (могуществе, величии, ценности, уникальности, независимости) ? Иначе говоря: должна ли нарциссическая система регуляции по возможности воссоздавать гармоническое первичное состояние или же она должна способствовать избеганию нарциссической катастрофы базальной неуверенности? Разумеется, должно быть и то и другое. В основе различных подходов в рамках теории нарциссизма лежит либо один аспект, либо другой, и это имеет определенные последствия для самой теории.

В данной статье, в которой основной акцент делается на механизмах компенсации и их роли в патологии (см. ниже), на переднем плане выступает аспект избегания нарциссической катастрофы. Другие подходы ориентированы скорее на представление об утраченном благополучии в момент разделения Я и объектов. Так, например, Шумахер (Schumacher 1970), присоединяясь к фрейдовской формулировке о тенденции Я к возврату к состоянию первичного нарциссизма и изначальной тенденции влечений находиться в Я, прослеживает развитие нарциссической системы с точки зрения потребности в воссоединении с отделенным объектом или же в отрицании объектов как самостоятельных сущностей (см. также: Rosenfeld 1965 и 1971). Соответственно, в его изложении основное значение придается нарциссическому аспекту объектных отношений на различных стадиях развития. Вместе с тем развитие репрезентантов себя он оставляет без внимания или же рассматривает их исключительно как результат интернали-зации. (Отделенные объекты идеализируются и интернализируются заново в качестве идеальных объектов. Грандиозная личность есть интроект анальной фазы, идеальная личность — интернализированный идеальный объект. Нарциссичес-кое стремление приравнять реальную личность и идеальную замыкает круг отделения и воссоединения.) Шумахер называет интернализацию «исполнителем нарциссизма».

Никто не подвергает сомнению, что процессы интернализации имеют большое значение для запечатления репрезентантов себя, однако и опыт самого человека — реальный или в фантазии — может стать важным источником для их содержания (ср.: Sandler, Holder, Meers 1963; Jacobson 1964; Kohut 1966; Loch 1967; Smith 1971 и др.). Это означает, что нарциссические фантазии и соответствующие аффекты относятся не только к благополучию и защищенности, но также к власти и всемогуществу (Beland 1971; Loch, личное сообщение).

Понятие нарциссического нарушения применялось Фрейдом (например: Freud 1914, 1923) в первую очередь к психозам. Сегодня оно распространяется на множество состояний, в которых отражаются нарушения установки к себе и регуляции благополучия, уважения к себе и идентичности. К ним относятся также и депрессивные реакции (Joffe, Sandler 1967).

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...