Новые представления о развитии сверх-ЯЭнциклопедия глубинной психологии / Зигмунд Фрейд. Жизнь, работа, наследие / Сверх-Я: инстанция, задающая направление нашим поступкам / Новые представления о развитии сверх-ЯСтраница 5
В период раннего детства, когда еще преобладают симбиотические элементы, интроекции, а затем и идентификации могут привести лишь к изменениям Я. И только когда Я можно однозначно осмыслить в образах самопереживания, то есть когда ребенок умеет дистанцироваться от самого себя, возникают предпосылки того, что интроекции и идентификации достигнут более высокого уровня сознания и поэтому уже не будут изменять Я непосредственно, а интернализируются в качестве независимой и отдельной от Я инстанции, то есть Сверх-Я. Такие процессы начинаются примерно с двух лет (возможно, даже с полутора) и в дальнейшем связаны с частичными изменениями Я. Их начало относится к тому моменту, когда зеркальное отражение воспринимается как таковое. Процесс завершается, когда становится возможным осознание трехсторонних отношений, то есть когда групповые процессы, в которые вовлечен ребенок, воспринимаются осознанно. Некоторым людям это так никогда и не удается, а в оптимальном случае совпадает со вступлением в латентный период, то есть соответствует так называемому преодолению эдипова конфликта. Осознание групповых процессов продолжается, по существу, на протяжении всего латентного периода. Если все складывается хорошо, этот процесс научения заканчивается в пубертатный период, и тогда, согласно Эриксону (Erikson 1956), может произойти формирование идентичности. В обычном случае детское развитие приводит к частичным решениям; самовоспитание во взрослой жизни должно восполнить то, что не было осуществлено в процессе развития в построении Сверх~Я и отделении от Сверх-Я.
Смотрите также
Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены
лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление
в лабораторных условиях. Это об ...
Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический
интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями
в эмпирическом материал ...
Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино,
что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую
природу, подчиняются одним и тем ...