Для удобства изложения и обсуждения мы хотим разграничить (несколько искусственно) ряд отдельных областей применения термина «оральный». Первая связана с представлением об оральной эротике и ее месте в теориях психосексуального развития. В качестве второй области мы должны обсудить концепцию формирования орального характера. И наконец, речь идет о роли рта и его функциях принятия в психоаналитической теории процессов идентификации и формирования Я. В этом последнем разделе следует также обсудить «оральные фантазии» и их связь с психическими механизмами.

Прежде чем мы перейдем к детальному изучению этих трех областей, было бы полезно напомнить основные способы применения прилагательного «оральный». Оно применяется:

1) для описания типов поведения, мыслей или ощущений, которые относятся ко рту или так или иначе с ним связаны. Тем самым термин «оральный» («устный») можно применить и к выступлению с научным докладом, пусть даже с психоаналитической точки зрения подобная деятельность может включать в себя разного рода неоральные компоненты (например сублимированную форму сексуального эксгибиционизма);

2) для феноменов младенческого возраста, когда рот является основным органом чувственного и агрессивного удовлетворения, или даже для обозначения всей совокупности деятельности, характерной для первого года жизни. Многие авторы (например: Bowlby 1958) убедительно показали, что подобное применение термина «оральный» является слишком широким, чтобы оставаться полезным; более того, оно ведет к ошибкам. Без сомнения, функции рта и достигаемое с помощью рта удовлетворение играют важную роль в процессах раннего развития, однако на первом году жизни имеют место и многие другие психические процессы, называть которые «оральными» было бы неверно;

3) для описания психических процессов и способов поведения во взрослом возрасте, которые, согласно психоаналитической реконструкции, проистекают из наиболее ранних отношений младенца с матерью или понимаются как косвенное выражение бессознательных оральных устремлений, даже если рот непосредственно не задействован (например, «глотать книги без разбора», притязательность, желание быть защищенным и т.д.).

Очевидно, что эти три способа применения соответствуют разным уровням абстрактного осмысления данных, полученных в результате наблюдения. Первый способ — «для описания типов поведения, мыслей или ощущений, которые относятся ко рту или так или иначе с ним связаны» — является феноменологическим, или дескриптивным. Во втором случае, относящемся к младенческому возрасту, «когда рот является основным органом чувственного и агрессивного удовлетворения», речь идет о применении термина в контексте развития. И наконец, третий способ означает «психоаналитическую реконструкцию» и является высшим уровнем теоретической абстракции.

Мы надеемся, что этот краткий очерк о комплексности нашей области исследования позволяет понять как важность значений слова «оральный», так и их спектр, и что он еще раз подтверждает, насколько важно попытаться прояснить применение термина.

Смотрите также

Последователи Фрейда
...

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...