Мы рассмотрели некоторые связующие звенья между инфантильной и взрослой оральной эротикой, а также некоторые взаимосвязи между феноменами взрослого возраста с инфантильными желаниями (и ассоциируемыми фантазиями) в их отношении ко рту. В этом разделе мы бы хотели продолжить обсуждение, в частности рассмотреть взаимосвязь так называемых оральных черт характера с ранним развитием.

Связь детской сексуальности с особенностями характера взрослого человека впервые была раскрыта Фрейдом в области анальной эротики (Freud 1908). Хотя в этой работе он и указал на рот в качестве эрогенной зоны, однако детально влияние оральной сексуальности на формирование характера не рассматривал. Однако уже во «Фрагменте анализа одного случая истерии» (1905) он связывал симптомы пациентки, приступы нервного кашля и афонии с реакциями на фантазии об оральном половом акте, в то же время не высказывая своего мнения о происхождении подобных фантазий из детства. Тема «орального характера» подверглась более детальной разработке только в 1924 году, когда Абрахам (Abraham 1924а) и Гловер (Glover 1924) опубликовали о нем свои работы. Их подход основывался на разделении оральной фазы развития, которую Абрахам (Abraham 1924b) выявил при изучении маниакально-депрессивных состояний и шизофрении. В результате анализа ряда пациентов Абрахам сделал несколько частных выводов, приведших его к постулату, что описанная Фрейдом оральная стадия развития состоит, собственно, из двух фаз. Он говорил: «Тем самым мы вынуждены, точно так же как до этого в области анально-садистской стадии развития, провести теперь разделение и оральной стадии. На первой ступени развития либидо ребенка связано с актом сосания. Он представляет собой акт поглощения, который, однако, не приводит к уничтожению кормящего человека . Вторая ступень отличается от первой обращением ребенка от сосательной оральной деятельности к кусанию . Тем самым в отношениях Я к объекту начинает господствовать амбивалентность».

Значение формулировок Абрахама в то время заключалось помимо прочего в том, что в них была произведена интеграция новых представлений об агрессивных влечениях с прежними представлениями о более известных и преимущественно обсуждавшихся сексуальных влечениях. После разработки этих концептов путем реконструкции в психоаналитической терапевтической ситуации Абрахам описал (а Гловер расширил его описание) две основные группы черт характера, которые он связал со своим делением инфантильной оральной деятельности. Он указал на то, что некоторые оральные черты или наклонности взрослых можно понимать как непосредственное продолжение детских форм орально-сексуального удовлетворения и привел в качестве примеров удовольствие, которое взрослые получают от сосания и жевания (Abraham 1927). Он постулировал не только связь между переживаниями оральной фазы и более поздними особенностями характера, но также некоторые факторы, которые можно было бы считать причиной подобного сохранения оральных тенденций вплоть до взрослого возраста. Так, например, он замечает: «У ребенка, который был разочарован или избалован на стадии сосания, особенно сильно будет проявляться . стремление кусать . (и) подобное нарушение в развитии характера выражается в том, что особенно сильно проявляются черты враждебности и недоброжелательности. Здесь находит свое объяснение часто встречающаяся ненормально усилившаяся зависть» (Abraham 1927). Наряду с развитием зависти как «оральной» черты характера с оральными тенденциями могут быть связаны и другие особенности характера. Абрахам рассуждает: «В некоторых других случаях весь процесс формирования характера находится под оральным влиянием . По моему опыту, в обсуждаемых здесь случаях речь идет о лицах, у которых период младенчества протекал без нарушений и под знаком удовольствия. Из этого счастливого периода жизни они вынесли глубоко укоренившееся убеждение, что у них всегда все должно быть в порядке. Они относятся к жизни с непоколебимым оптимизмом, который нередко и в самом деле помогает им в достижении практических целей. Избалованность в период сосания может привести к бездеятельности и ожиданиям, что материнская грудь, так сказать, для них не иссякнет».

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...