Третья область, в которой психоанализ применяет термин «оральность», по нашему мнению, имеет существенное значение для общей психосоматической теории, поскольку здесь речь идет о инициации психических процессов в тот момент жизни, когда они еще находятся в теснейшей взаимосвязи с физическими процессами. Первые высказывания в рамках этой области знаний опять-таки мы находим у Фрейда. В 1905 году он пишет: «Первая подобная догенитальная сексуальная организация является оральной или, если угодно, каннибальской» и указывает на то, что сексуальная деятельность в это время еще не отделена от приема пищи. «Сексуальная цель состоит в поглощении объекта, прототип того, что позднее будет играть столь важную психическую роль в качестве идентификации» (V, 98). В этой связи нужно вспомнить о том, что Фрейд рассматривал цель орального влечения с биологической точки зрения, поскольку до отделения себя от других подобная психологическая цель в душевной жизни младенца вообще не может возникнуть. Деятельность рта и связанные со ртом ощущения, без сомнения, вносят свой вклад в развитие Я (Hoffer 1949, 1950а и Ь). Здесь представляют интерес четкие формулировки Гезелла и др. (Gesell, Ilg, Bullis 1949). Он говорит о ребенке двадцатинедельного возраста: «Захватив руками интересующий его предмет, он тут же с жадностью тянет его в рот и старается не сводить с предмета взгляда, пока занимается им своим ртом. Весь эпизод глаза-рука-рот имеет огромное оптическое значение. Деятельность рта можно трактовать как форму тактильно-пространственной рекогносцировки, которая вносит основной вклад в визуальное восприятие формы и материи».

Вместе с тем следует особо отметить, что ранняя ротовая деятельность служит не только потребности в пище и иному чувственному удовлетворению, но также является способом освоения и познания мира. Познавая мир ртом и глазами, ребенок создает модель окрркающего его мира. Эта первая модель обладает «оральным» качеством, подобно тому как позже, на первом году, становятся важными визуально-перцептивные свойства. Хоффер указывает на то, что «с помощью руки орально-сосательная инстинктивная потребность превращается из инстинктивного стремления в регулируемую со стороны Я деятельность. В ходе этого процесса рука, как и рот, начинает восприниматься ребенком как часть себя, а разделение на Я и не-Я еще более усиливается». Шпиц (Spitz 1965) в своей книге о первом годе жизни высказывается в том же смысле: «Мы утверждаем, что ротовое отверстие с его оснащением — языком, губами, щеками и пространством носоглотки — является первой в жизни человека поверхностью, которая используется для тактильного восприятия и исследования». По выражению Шпица, рот — это «колыбель восприятия»!

Наблюдения над детьми первого года жизни показали, что биологическая функция «хватания» в процессе развития передается руке и глазу. Поэтому визуальное «восприятие», возможно, имеет непосредственную психобиологическую связь с ранним оральным поглощением (А.-М. Sandler 1963), и действительно, выражение «интроекция» используют для описания процессов восприятия, которые приходят на смену биологической орально-инкорпорирующей деятельности младенца. Однако это не значит, что процесс визуального восприятия сопровождается инфантильными фантазиями о поглощении материнской груди или из них вытекает, даже если некоторые психоаналитические работы оставляют впечатление, что дело обстоит именно таким образом.

С другой стороны, представляется верным, что удовольствие, которое ребенок получает от своих развивающихся перцептивных и моторных способностей, генетически связано с чувствами удовольствия от принятия пищи; эта проблема за-слркивает дальнейшего исследования.

Смотрите также

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...