«Нельзя утверждать, что человечество было весьма благодарно психоаналитическим исследованиям за открытие эдипова комплекса», — писал Фрейд (XI, 212). И тем не менее едва ли какое другое понятие столь охотно было включено тем же самым человечеством в его лексикон, как понятие «эдипов комплекс» (см. также статью А. ХолдР)- Если бы оно считалось лишь «по праву ядром неврозов» (XI, 349), вряд ли можно было бы это понять. «Но поскольку все люди, а не только невротики, имеют такие извращенные инцестуозные и преступные мечты, мы можем заключить, что даже сегодня люди, находящиеся в здравом уме, прошли путь развития через перверсии и объектный катексис эдипова комплекса и что этот путь является путем нормального развития» (XI, 350). Не всем этот вывод кажется убедительным. Балинт, например, пишет: «Обычно предполагается, что наблюдающиеся в рамках психоаналитической лечебной ситуации явления должны быть репрезентативными для человеческого развития в целом. Такое представление имплицитно оказывает влияние на многие наши теоретические положения. Я считаю его ошибочным. Во-первых, не все то, что пережил человек в своем развитии, повторяется в психоаналитической ситуации. Во-вторых, то, что повторяется, в высшей степени искажается специфическими условиями психоанализа» (Balint 1970, 40—41).

Трудности понимания эдипова комплекса связаны с двумя типами тесно переплетенных между собой проблем: проблем, возникающих в процессе полового развития маленького ребенка, и проблем перехода развития с дуальных отношений «мать—ребенок» в раннем детстве на стадию сознательных отношений со многими людьми.

Я хотел бы попытаться показать, каким образом эдипова ситуация может быть понята как основополагающая констелляция человеческого развития, которая возникает всегда и везде.

Выражение «эдипов комплекс» Фрейд впервые употребил в 1897 году в письме к своему другу, берлинскому врачу Вильгельму Флиссу. В нем для характеристики биографически-общественной ситуации «семейного романа» (V, 127) связываются между собой два элемента, мифологический и психологический. Для лучшего понимания избранного здесь подхода вкратце вспомним, о чем идет речь.

В мифе об Эдипе нашли свое отражение сказания о богах и героях, древнейшие обряды и события былых времен (Borkenau 1957). Этой теме посвящена обширная специальная литература, которую открывает двухтомный труд Роберта (Robert 1915). На этот миф как бы спроецировано огромное множество теоретических работ, что говорит о его несомненной притягательной силе. Самым древним и самым известным из дошедших до нас литературных произведений является драма царя Эдипа, описанная Софоклом. Фрейд, вводя понятие эдипова комплекса, ссылается на относительно более позднюю эллинистическую версию мифа.

«Теперь вы с нетерпением хотите узнать, что содержит в себе этот ужасный эдипов комплекс. Само имя говорит об этом. Вам известны все греческие сказания о царе Эдипе, кому судьба предначертала убить отца и взять в жены мать, который делает все для того, чтобы не дать исполниться предсказанию оракула, и который понес кару, ослепив себя, после того как узнал, что совершил оба эти преступления, ничего о том не ведая» (XI, 342).

Фрейд полагал, что в этих событиях нашло отображение наблюдавшихся у детей и его пациентов-невротиков душевных побуждений: любовного влечения к одному из родителей и ненависти к другому. Отсюда — «эдип». Он говорил о «комплексе» , поскольку эти, как было сформулировано им позднее, «дурные» побуждения вытесняются в бессознательное, причем как в процессе нормального развития ребенка, так и у невротика. В этом отношении каждый человек испытывает эдипов комплекс, и от его преодоления (отказа от любовного влечения и ненависти) или непреодоления (вытеснения остающихся неизменными побуждений) зависит нормальное или невротическое развитие человека.

Чтобы принять эдипов комплекс в качестве «реального психического образования, возникающего и затем исчезающего в определенный период развития человека» (Nunberg 1959, 89), необходимо наличие определенных предпосылок. Фрейд считал, что с первых дней жизни единое для всех влечение к жизни, сексуальное влечение, которое питается энергией либидо, определяет отношения ребенка с окружающим миром. Затем, в соответствии с направленностью на объект, либидо в своем развитии проходит различные фазы, первой из которых является оральная, а второй — анальная. Лишь в третьей фазе развития, в так называемой фаллической фазе, на третий-четвертый год жизни, область гениталий становится центром организации либидо. После этого ребенок выбирает четко очерченный сексуальный объект, родителя противоположного пола, на которого он направляет инцес-туозные желания. И наоборот, родитель одного с ним пола отвергается как соперник (см. также статью А. Холдера об эдиповом комплексе).

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...

Последователи Фрейда
...