Данные, полученные при наблюдении за детьми, подтвердили некоторые из предположений ранней психоаналитической теории депрессии. Но они также дали возможность ответить на вопросы, касающиеся Я. Эта тема изучалась современным психоанализом в самых разных аспектах и вместе с тем сместился также акцент и в понимании депрессии. Первым важным вкладом в изучение Я стало исследование защитных механизмов, обобщенное изложение результатов которого в 1936 году представила Анна Фрейд. В нем обсуждается то, как может перерабатываться и становиться переносимым аффект страха. Это исследование имеет большое значение для понимания депрессии, поскольку она, подобно страху (см. статью Л- Айке), может переживаться как аффект и речь здесь также идет о переработке и защите. Из опыта лечения взрослых стало ясно, что переживание представляет собой не просто смещение энергии влечений, но что центральным моментом в нем является сопротивление так или иначе возникающим аффектам страха, а также депрессии. Дальнейшее развитие психологии Я, представленное прежде всего работами Гартманна (Hartmann 1936, 1939), состояло в попытках, уделяя внимание главным образом защитным возможностям Я, дать ответы на вопросы о том, что такое Я, как оно функционирует, как оно структурировано, какое влияние на него оказывают происходящие в жизни конфликты и какие области остаются при этом незатронутыми (см. статью Г. Ф. Вальдхорна в т. III). Для понимания депрессии представляет интерес положение, что агрессия также является деятельностью Я, тогда как большая часть психоаналитиков пытается истолковывать чувства ненависти и разрушения и их роль в явлении депрессии как импульсы влечения. Однако в настоящее время мнения по поводу агрессии расходятся столь значительно, что в интересах ясности изложения мы не будем рассматривать следствия тех или иных воззрений для теории депрессии (см. статью П. Цизе). Выражаясь весьма упрощенно, это привело бы к продолжению бесполезного спора о том, является агрессия врожденной или приобретенной, который, на мой взгляд, таким путем вообще не может быть разрешен. Важнее обсудить вопрос, возникший при непосредственном наблюдении за детьми: какое влияние оказывают различные стадии развития Я на формы проявления депрессии и можно ли вообще проследить этапы такого развития? Существует гипотеза, что Я состоит из нескольких «ядер Я» (см. статью Г. Яппе), которые только в течение жизни образуют дееспособное единство. С этой точки зрения роль матери по отношению к младенцу и маленькому ребенку интерпретируется Анной Фрейд (А. Freud 1936) как «вспомогательное Я», благодаря которому развивающийся индивид и получает шансы на выживание. «Вспомогательное Я» берет на себя функции приспособления и регуляции, которые пока еще не доступны ребенку, и таким образом вместе они составляют единую поведенческую систему, в которой действия одного осуществляются через другого. В этой системе важную роль для осуществления действий играют сознательные или бессознательные установки, проявление любви к ребенку или бесчувственная блокировка. Если депрессия может возникнуть только у Я, возникает вопрос, как она будет выглядеть в подобной системе. В таком случае следует предположить, что один «заражает» депрессией другого и наоборот, что как раз и наблюдалось в направлении от матери к ребенку. Между тем мало известно о том, каким образом аффекты ребенка вызывают депрессию у матери, а потому вопрос о свойствах Я, влияющих на возникновение и формы проявления депрессии, становится второстепенным. В настоящее время имеется слишком мало полученным эмпирическим путем надежных данных о различных состояниях развития Я, чтобы, исходя из этого, имело смысл говорить о различных видах депрессии. Формы проявления депрессии настолько похожи одна на другую, что до сих пор ни одну попытку дифференцировать лежащие за ними типы переживания нельзя назвать удачной.

Внезапное оживление в исследованиях Я произошло благодаря ведущимся в настоящее время острым дискуссиям о нарциссизме. Они опираются на работу Фрейда «Введение в нарциссизм» 1914 года, идеи которой в то время не получили дальнейшего развития. Сегодня, напротив, возрос интерес к способности человека не только к удовлетворению влечений, но и к так называемому нарциссическому удовлетворению, а с другой стороны, к способности справляться с соответствующими фрустрациями или обидами (Kohut 1973b). Изучение психозов, шизофрении и меланхолии позволило выявить состояния Я, которые номинативно не совсем удачно, но содержательно верно описаны как «нарциссические». Здесь имеется в виду оценка себя собой и другими, которая напоминает счастье, испытываемое в раннем детстве, когда человек чувствовал себя всемогущим и ему не приходилось преодолевать внешнее сопротивление. Такая определенность собственного Я и испытываемая при этом радость являются важным регулятором для поддержания гармонически уравновешенного эмоционального состояния. Вместе с тем это состояние равновесия очень уязвимо и подвергается серьезным опасностям. В повседневной жизни постоянно возникают ситуации разлук или разочарований, с которыми при определенных обстоятельствах человек не может справиться. Они приводят к переживанию глубокой обиды или даже к тяжелейшей депрессии, вызывают чувства бессилия и ярости (Kohut 1973a). В таком случае они не являются трансформацией энергии влечений, например трансформированной агрессией, а выражают отчаяние из-за невозможности восстановить первичное состояние неомраченной гармонии. Разочарование, разлука, сопротивление или какой-либо признак реальности воспринимаются как посягательство на гармоничное состояние уравновешенности. Выбирая соответствующую стратегию защиты, человек пытается избежать их или компенсировать прорыв, чтобы восстановить былое счастье. С этой точки зрения ключевые переживания, ведущие к депрессии, а именно переживания разлуки и утраты, представляют собой глубокую нарцисси-ческую обиду, с которой нередко удается справиться только путем самоубийства. В сулящей покой и избавляющей от противоречий смерти человек ожидает вновь обрести ничем не нарушенное всемогущество (см. статью X. Хензелера).

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...