Ипохондрия понимается в этой статье как многоголовая гидра, как конгломерат взаимосвязанных комплексных компонентов.

Один компонент проистекает из наследия психиатрии, в подходе которой к психическим заболеваниям делался чрезмерный акцент на биологической стороне и игнорировались причины болезни, коренящиеся в отношении индивида к окружающему миру. Другим компонентом является часто наблюдаемый феномен конкретизации, на который впервые указал Курт Гольдштейн (Goldstein 1940). Под этим понимаются когнитивные искажения, возникающие из односторонней интерпретации симптомов и процессов общего рода. Центр восприятия пациента поражен постоянным страхом расстройств телесных функций, из-за чего искажается всякая нормальная самооценка. Кроме того, указывалось на значение социокультурных факторов в выборе симптомов.

Сюда, к примеру, относится и своего рода «культурно обусловленная ипохондрия», выражающаяся в соматизации нашей повседневной жизни. Постоянное давление рекламы, в которой подчеркиваются те или иные аспекты здоровья, приводит к чрезмерной заботе о телесных функциях. Наконец, следует также учитывать то, что в большинстве культур всегда считалось желательным, как с социальной, так и с культурной точек зрения, проявлять сочувствие к больному, если его симптомы можно объяснить органическими причинами. Считается по меньшей мере нетактичным поворачиваться спиной к несчастной жертве органического заболевания.

По сути, ипохондрический симптом представляется своего рода символом распада жизненно важных форм коммуникации и взаимодействия. Многое указывает на редуцированное самовосприятие и искажение эмоциональных отношений с внешним миром. Расшифровать ипохондрическое «послание» наилучшим образом удается через анализ нарушенных трансакций между индивидом и его семьей или его социальным окружением. В данной статье ипохондрия понимается как некая «стенограмма» для кодировки конфликтов в области межличностных отношений. Она сигнализирует о страхе и отчаянии индивида, который использует свое тело в качестве защитного механизма, чтобы не признаваться в нарушенных отношениях с собой и заодно страдающим окружением. Ипохондрик пользуется невербальным языком тела, чтобы скрыть от себя свои настоящие потребности и глубоко коренящееся чувство одиночества. Ипохондрия характеризуется также паранойяльными компонентами. Все конфликты и проблемы проецируются ипохондриком на собственное тело, которое в свою очередь несет ответственность «за все плохое». В результате этой интенсивной и болезненной сосредоточенности на себе и без того одинокий индивид еще более изолируется от своего окружения. Проходит немного времени, и он попадает в порочный круг, в котором как внутренние, так и внешние каналы коммуникации приходят во все большее запустение.

Немецкие психиатры Вульфф и Руффин описали ипохондрию как утрату связи с миром, возникающую из экзистенциального страха и использования тела в качестве мнимого партнера, причем качества истинных телесных переживаний должны скрываться точно так же, как эмоциональные факторы в коммуникации и окружения (Eicke 1973). В литературе, однако, пока еще мало работ, посвященных этой болезни.

Смотрите также

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...