Фетишист вынужден использовать несексуальный объект при подготовке или во время полового акта, чтобы достичь сексуального удовлетворения. Процесс эксцессивной либидинизации зачастую направляется на части тела — субъекта или объекта, — которым в бессознательной системе фантазии угрожает опасность; типичным примером является фетишизация ступни. У других сильно развитый механизм замены задействует лишь дополнительный элемент завуалированной защиты, например предмет одежды, который становится фетишем. У третьих это опять-таки является своего рода удовольствием, которое либидинизируется вместо объекта, подвергающегося в фантазии опасности, например вдыхание запаха фекалий. Методом сексуальной разрядки может быть либо мастурбация, либо половой акт в той или иной форме.

Факты, обнаруженные в исследовательских работах по фетишизму, можно подытожить следующим образом: а) распространен фетишизм, объектами которого являются ступня, обувь и белье. Реже в качестве фетишей выступают волосы или мех. И наоборот, кожаные и резиновые изделия, предметы со шнурками, остриями, шипами, блестящие или пахучие часто используются в качестве фетишей. Очень часто эти предметы тесно связаны с кожей, особенно с запахом кожи, б) По всей вероятности, имеется немало случаев слабовыраженного фетишизма, включающих в себя лишь фетишеподобные ритуалы. В частности, как правило, не считается фетишистской перверсией, если необходимым условием достижения возбуждения перед половым актом является созерцание женщины в определенном наряде или обнаженной, например в туфлях на высоком каблуке, в) Зачастую опора на фетиш необходима для самого полового акта при гетеросексуальных или гомосексуальных отношениях, г) Фетишизм у женщин встречается редко, поскольку женщина может скрыть отсутствие оргазмической реакции и тем самым избежать нарцисси-

За три года до выступления Гиллеспи Американской психоаналитической ассоциацией был проведен семинар под названием «Психодинамика и лечение перверсий», о котором сообщил Арлоу. Во вступительной речи Лорана, руководителя семинара, указывалось, что перверсии «образуют широкое поле разнообразных клинических феноменов, для которого не разработаны четко очерченные специфические понятия, которые можно было бы использовать для классификации, описания этиологии или психодинамики. Поэтому возникла необходимость систематически подытожить наши знания в этой области. Следует спросить: имеет ли фиксация на догенитальном уровне первостепенное значение в этиологии перверсий и — если это так — как это отражается на понимании психодинамики и терапевтической работе? С другой стороны, если регрессия к предыдущим ступеням фиксации имеет каузальное значение, допустимо ли, используя терапевтическую технику, оставлять в стороне нормальное сексуальное развитие в детстве и главным образом концентрироваться на причине и воздействии такой регрессии ?»

На этом же семинаре Бак на примере анализов двух фетишистов (Вак 1953) продемонстрировал, что «использование фетишизма как защиты от страха, кастрации . должно быть заложено ранним опытом — переживаниями из дофалличес-кой фазы, неприятными переживаниями в ранних отношениях мать—дитя». Бак полагал, что «потенциальный фетишист . воспринимает угрозу разлуки с'матерью как такую же сильную — если не большую, — что и угрозу утраты пениса». Многие участники семинара, напротив, остались при мнении, что истоки перверсий по-прежнему следует искать в конфликте эдиповой фазы.

Хотя автор в значительной мере солидарен с формулировками Гиллеспи и признает полезность концепции эдипова происхождения сексуальных отклонений как с терапевтической, так и с теоретической точек зрения для подхода к любым перверсиям, он бы хотел представить новые гипотезы.

Теория единого происхождения сексуальных перверсий возникла в результате интенсивной работы автора с гомосексуальными пациентами, у которых ядерный доэдипов конфликт драматическим образом вновь проявлялся у индивидов, которые не обнаруживали никаких признаков открытого психоза и которые, если отвлечься от их перверсии и связанных с этим проблем в их жизни, относительно нормально функционировали. Аналогичные клинические наблюдения были сделаны также Фляйшманном (Fleischmann 1960). Эту теорию Сокаридес также применил к случаям психоаналитической терапии фетишизма (1960а), трансвестизма, педерастии (1959), эксгибиционизма, сексуального мазохизма, вуайеризма и сексуального садизма (197'4) и так называемого транссексуализма (1969а).

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...

Последователи Фрейда
...