Взаимосвязи между ранним формированием Я с образованием внешних и внутренних идеалов и последующим нарушением отношения к идеальному объекту, приводящим к патологическим нарушениям Я и регрессии к примитивным ядрам Я, изучались Лохом (Loch 1965, 172). Кроме того, он указал на возможность научного применения психоанализа для «раскрытия каузальных связей как в интрапсихических отношениях, так и в интерперсональных, то есть в реальном взаимодействии с интернализированными или внешними объектами», и, в частности, апеллирует к X. Гартману, который, разрабатывая психоаналитическую теорию психологии Я, допускает также автономное развитие Я, не выводимое из влечений, и подчеркивает «первостепенное значение социальных факторов в развитии человека» (см. статью X. Ф. Вальдхорна в т. III).

Тем самым метапсихологический подход Фрейда позволил ввести еще один — адаптивный — аспект, а именно благодаря более широкому понятию реальности, которая формирует не только Я, трактуемое как орган адаптации человека, но и влечения (Rapaport 1959), и конвергенции с интерперсональной концепцией возникновения и лечения шизофрении, впервые представленной Салливеном.

Тем самым следует указать еще на один источник понимания шизофренических психозов, который возник благодаря обширному клиническому опыту психотерапии больных шизофренией и создал основу для «психосоциального разрешения спора между психиатрией и психоанализом» (Meerwein 1965). Речь идет прежде всего об исследованиях американского психиатра Г. С- Саллизена, восходящих к 20-м годам и до середины столетия остававшихся и Европе практически неизвестными (см. статью Г. Хржановски о Салливене в т. III). О жизненном пути Салливена, близости его представлений к психоаналитическим и его влиянии рассказывает Р. Виганд (Wiegand 1973). Важные работы по проблеме шизофрении, вышедшие еще до смерти Салливена в 1947 году, были опубликованы позднее в одном томе (1962). Другие статьи о шизофрении с многочисленными наблюдениями, сделанными блестящим клиницистом Салливеном, опубликованы в нескольких написанных по материалам лекций книгах. Исходя из опыта лечения неврозов и психозов, Салливен разработал теорию интерперсональных отношений, в основе которых лежит приобретенный в разные фазы развития человека жизненный опыт. Среди прочих способов внутренней переработки влияний на развитие личности Салливен выделил так называемый паратаксический модус переживания, следствием которого являются проективные искажения интерперсональных отношений индивида из-за его предыдущего опыта межчеловеческого общения, отмеченного также влиянием культуры. Паратактическое искажение существующих отношений возникает из-за непереработанных, строящихся на фантазии и извращающих реальность установок или идентификаций с другими людьми, при этом особую роль играет переработка страха и травматическое повреждение в детском возрасте чувства собственной ценности. Паратаксия включает в себя процессы, называемые в психоанализе переносом, но она означает нечто большее, поскольку не просто переносится часть некой связи, но все ошибочные суждения и искажения из прошлого опыта включаются в нынешние интерперсональные отношения. Лечебный процесс возможен благодаря коррекции паратаксических искажений, если образуется связь с терапевтом.

Паранойяльное изменение личности Салливен (Sullivan 1953) понимает как прорыв ранее расщепленных под влиянием страха и относящихся к «не-Я» человека аффективных тенденций, которые В остром состоянии имеют для больного психотическое качество чужеродного воздействия. По наблюдениям Салливена (Sullivan 1956), за отталкивающим поведением стоит чувство глубокой безнадежности и отвержение всяких человеческих отношений. В случае больных с мутической кататонией он установил, что они крайне чувствительны к внешним воздействиям, и поэтому лучше прервать терапевтический сеанс прежде, чем у терапевта возникнет чувство злости или собственного бессилия, что впоследствии подтверждали и сами пациенты (Sullivan 1954). Салливен указывал на многочисленные невербальные связи больного шизофренией с его окружением и их значение для передачи аффективно обусловленных установок, прежде всего страха, нетерпимости или отвержения в рамках отношений между терапевтом и пациентом На основании этого он пришел к выводу, что речь здесь идет о некотором компоненте прежней, отчасти невербальной коммуникации между матерью и ребенком, которая сохраняется и в дальнейшем вновь дает о себе знать в терапевтической ситуации.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Смотрите также

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...