Влияние теории Салливена, в частности его подхода к психическим больным в качестве «включенного наблюдателя», обнаруживается в многочисленных публикациях. Оно, например, заметно в работах таких исследователей, как Л. Б. Хилл (Hill 1955) и Фрида фон Фромм-Райхман (Еronim-Reichmann 1952,1954,1959). Сильная сторона Салливена заключалась в его способности к коммуникации, особенно с больными шизофренией, и в изложении своих наблюдений. Введенные им понятия можно соотнести с гораздо более строгой психоаналитической терминологией, но они не утвердились повсеместно.

После Второй мировой войны также и в европейской психиатрии стало бурно развиваться психодинамически ориентированное направление в исследовании шизофрении: в Швейцарии (Г. Балли, Г. Бенедетти, М. Блейлер, М. и X Мюллер, М.-А Сешейе, А. Шторх и др.), во Франции (С. Лебовичи, Г. Панков, П. К. Ракамье и др.), в Австрии (Г. Хофф, Р. Шиндлер и др.), в Англии (У. Р. Бион, В. Р. Фэйрнбэйрн, школа М. Кляйн и др.), в скандинавских странах (Ю А. Аланен и др.), в Германии (П. Матушек, В- Т. Винклер и X. Хефнер, школа X. Шульца-Хенке и др.). Этому способствовали также работы В. фон Бейера, X. Руффина, Й. Цутта и особенно Э. Кречмера, который еще за несколько десятилетий до этого пошел по своему собственному пути, стремясь объяснить развитие бреда .

Состоявшиеся в эти годы конгрессы и особенно некоторые симпозиумы по психотерапии шизофрении показывают, «то за рамками утвердившихся школ и методов происходила острая дискуссия (Benedettti, Mьller 1956,1959,1964). Многочисленные статьи, зачастую различающиеся по терминологии, а также ряд казуистических работ, посвященных преимущественно индивидуальной психотерапии больных шизофренией, подтверждают или существенно расширяют некоторые данные прежних авторов. Это относится также ко многим американским публикациям того времени, а разноплановость статей напоминает о временном характере всяких теоретических построений в этой области, что, впрочем, не умаляет фундаментального вклада в психоанализ большинства работ (К. L Artiss 1959; Е. В. Brody, F. С. Redlich 1952; A. Burton 1961; С. Bychowski 1952; H. Ellenberger 1955; D. D.Jackson 1961; С. Whitaker 1958 и др.). Казуистика детально огпчсанных психотерапевтических процессов, напротив, продемонстрировала, с какой настойчивостью почти во всех случаях входит в психоз и формирует его симптоматику жизненное развитие. Особые биографические темы и ситуации или вызывающие кризис стрессы, которые следует понимать исходя из их внутреннего значения для больного, а не из чисто внешних, кажущихся порой несущественными обстоятельств, оказывают существенное влияние на возникновение и характер психоза.

Так, например, Хилл (Hill 1955) в общих чертах излагает теорию развития, позволяющую естественным образом соотнести раннедетские формы переживания и восприятия с возникающими в дальнейшем стрессовыми ситуациями, субъективная переработка которых частично осуществляется в виде психотических переживаний. Например, период безуспешных стремлений в той или иной сфере может вылиться в возникновение мании величия, которая дает ложное чувство осуществления этих стремлений. Также и попытка завязать новые отношения с людьми может послужить поводом к вспышке шизофренического психоза (Matussek 1958). Обострение болезни часто происходит в поворотные периоды жизни, когда человек должен перейти к решению новых задач и взять на себя ответственность, отказавшись от детского чувства безопасности и обеспечивающей защиту зависимости (Benedetti 1964). В эмпирическом исследовании Бройтигама (Brдutigam 1974) показано, что у больных шизофренией самостоятельность развивается позднее и по сравнению с контрольной группой они менее способны отделиться и отграничиться от родителей.

При установлении психотерапевтического контакта речь прежде всего идет о том, чтобы помочь пациенту открыться и при поддержке терапевта соприкоснуться со своими нереализованными жизненными возможностями. Это дается ему с трудом, не только потому, что из-за обусловленной болезнью ограниченности функций Я он целиком зависит от сильных инстинктивных импульсов и склонен скрывать с помощью симптомов, особенно аутической отгороженности, свои потребности, но и потому, что он вообще до сих пор избегал или не мог понять и проработать отдельные стороны своей личности. Особенно у молодых больных шизофренией бросается в глаза недостаточность их представлений о себе и собственном развитии, а также неспособность правильно воспринимать некоторые свои особенности (Storch 1954). Часто им бывает трудно справиться со своими влечениями-желаниями или агрессивностью. Иногда они не приемлют собственный пол или не справляются с обусловленной полом ролью в общении с другими людьми, что порой выражается даже в бредовых идеях, когда больной сомневается, мужчина он или женщина.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Смотрите также

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...